Войти в почту

Почему в России вырос утильсбор на автомобили

С 29 октября в России вступили в силу новые правила взимания утилизационного сбора с физических лиц. В отдельных случаях это привело к росту размера утильсбора в 250 раз, до уровня тарифов для юридических лиц.

Почему в России вырос утильсбор на автомобили
© Парламентская газета

Содержание

Что такое утилизационный сбор

Введенный в 2009 году на иномарки и в 2014 году на отечественные автомобили утилизационный сбор представляет собой сумму, которую однократно уплачивают в бюджет производители, импортеры или первый покупатель товара. В дальнейшем указанные средства пойдут на утилизацию и переработку продукции. Производители и покупатели платят сбор в , а импортеры — в .

Сейчас в России утилизационный сбор уплачивается только на транспортные средства, однако вскоре его могут распространить и на другие группы товаров. Так, 20 ноября на круглом столе Комитета по экономической политике обсуждался вопрос введения к концу 2024 года утильсбора на иностранную электронику, в том числе планшеты, смартфоны, видеокамеры. инициативу поддержал.

Утилизационный сбор на электронику может работать по той же схеме, что и на автомобили. Тариф для отечественной продукции может быть ниже, чем для импортной.

Где применяется утилизационный сбор

Сейчас утильсбор на автомобили уплачивают:

импортер автомобиля из-за рубежа; производитель отечественного автомобиля; покупатель автомобиля, если ранее сбор не был уплачен, проверить это можно в паспорте транспортного средства; кто может не платить утилизационный сбор; утилизационный сбор уплачивается за все автомобили, ввезенные в России с целью продажи, или произведенные в стране.

Освобождены от уплаты утильсбора:

автомобили, принадлежащие вынужденным переселенцам и беженцам; машины в собственности дипломатических представительств, международных организаций и их сотрудников; транспортные средства, которые произведены более 30 лет назад; автомобили, ввезенные временно без постановки на учет; выпущенные менее трех лет назад автомобили, которые подпадают под процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области.

Почему вырос утилизационный сбор

С 1 августа 2023 года вступило в силу `остановление № 1118 от 7 июля, которым были внесены изменения в ставки утильсбора на автомобили.

Текущие ставки утилизационного сбора на авто возрастом до трех лет

Объем двигателя Ставка для физических лиц Ставка для юридических лиц 0-1 л 3400 81 200 1-2 л 3400 300 600 2-3 л 3400 844 800 3-3,5 л 970 000 970 000 Более 3,5 л 1 235 000 1 235 200 Электродвигатель 3400 360 000

 

С 29 октября 2023 года вступило в силу новое постановление Правительства РФ № 1722 от 17 октября. Согласно документу, теперь уплату утилизационного сбора контролирует Федеральная таможенная служба, а не налоговые органы.

Также в рамках постановления были конкретизированы условия, которые плательщику необходимо соблюсти для использования льготной ставки сбора:

приобретение автомобиля для личного использования; регистрация транспортного средства в в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера; приобретение автомобиля у производителя и ввоз машины, в том числе через , осуществляет физлицо для личного пользования, то есть автомобиль не помещается под таможенные процедуры ЕАЭС, за исключением транзита; объем двигателя автомобиля не более 3 литров.

В пресс-службе Федеральной таможенной службы уточнили порталу Autonews.ru, что скидки на уплату утильсбора не будет:

если на гражданина оформляется ввоз и покупка второго и более автомобиля за последние 12 месяцев; в случае приобретения транспортного средства у физического лица в одной из стран ЕАЭС и дальнейшего импорта автомобиля в Россию; в случае перепродажи машины, которая была куплена для личного пользования, ранее чем через 12 месяцев с момента ввоза.

Таким образом, на сегодняшний день оформить автомобиль в России по льготной ставке утилизационного сбора может физическое лицо, которое самостоятельно приобретет транспортное средство за рубежом, импортирует его и задекларирует с использованием пассажирской таможенной декларации. В случае приобретения автомобиля у физического лица, которое на заказ ввезло автомобиль в Россию менее 12 месяцев назад, придется заплатить полную стоимость утилизационного сбора.

Как сообщалось 14 ноября в соцсетях Минпромторга, ведомство совместно с Федеральной таможенной службой готово провести консультации по уплате утилизационного сбора. При этом для корректного и оперативного рассмотрения обращений в министерстве посоветовали указывать конкретные обстоятельства ввоза автомобиля с приложением копий документов, отметив, что в большинстве жалоб со стороны граждан отсутствует указанная информация, что не позволяет провести консультацию по проблеме уплаты утильсбора.

Отменят ли утилизационный сбор

Как сообщается на сайте , 14 ноября надзорное ведомство обратило внимание на ситуацию с взиманием утилизационного сбора после того, как в ведомство стали поступать многочисленные обращения россиян о проблемах, связанных с взиманием сбора. Генпрокуратура взяла данный вопрос на контроль.

Одновременно для ускорения процесса рассмотрения жалоб в надзорном органе рекомендовали гражданам, которые сообщают о нарушениях при взимании утильсбора, излагать обстоятельства ввоза автомобиля, его характеристики и наименование взимающего сбор органа, прилагая необходимые подтверждающие документы.

Между тем глава , председатель Леонид Слуцкий 29 ноября направил обращение в Правительство с предложением заморозить утилизационный сбор до конца 2023 года. В качестве обоснования он привел ситуации, когда автовладельцы приобрели машины для личного пользования еще до вступления в силу новых правил, однако теперь вынуждены доплачивать сотни тысяч рублей для получения транспортного средства. При этом информационная кампания с разъяснением новых правил не была проведена, указал он.