Почему было закрыто знаменитое шоу Top Gear: подробности аварии ведущего Эндрю Флинтоффа на трёхколёсном автомобиле
Не слишком опытный водитель, трёхколёсный автомобиль без крыши, холодный трек и отсутствие шлема — ну что могло пойти не так?
Чисто английское убийство. Так вкратце можно охарактеризовать ситуацию с культовым шоу Top Gear, которое закрыли (формально, конечно, приостановили выпуск на неопределённый срок, но все всё понимают) в 2023 году. И хотя, к счастью, никто из людей не погиб, но жертвой стала сама передача. Британский автомобиль под управлением британского ведущего на британской трассе уничтожил самое, пожалуй, известное на мировом уровне британское шоу. И ситуация вокруг Top Gear вполне в духе классического детектива Сирила Хейра — слишком запутанная и непонятная, чтобы однозначно сказать, кто прав, а кто виноват в случившемся.
Официальное заявление BBC гласит, что британская вещательная корпорация решила в обозримом будущем воздержаться от производства программы после временной приостановки съёмок Top Gear в декабре 2022 года. Этот шаг последовал за аварией в ходе работ над одним из эпизодов 34-го сезона, когда на знаменитой трассе в Дансфолд-Парке разбился один из ведущих шоу Эндрю «Фредди» Флинтофф. Бывший капитан сборной Англии по крикету выжил, но получил серьёзные травмы и долгое время отсутствовал на публике, а BBC скрывала все подробности случившегося. Но в Великобритании информацию долго не утаишь, поэтому в прессу постепенно начали просачиваться детали инцидента.
Таблоид The Daily Mirror сообщил, что Фредди попал в аварию на скорости 210 км/ч, перевернувшись на трёхколёсном открытом Morgan Super 3 во время съёмок на тестовой трассе. Впоследствии издание уточнило, что речь шла о перевороте на скорости всего 35 км/ч, и это кажется более реалистичным, поскольку ведущий хоть и получил серьёзные травмы головы и лица, но выжил — контакт с асфальтом на скорости свыше 200 км/ч привёл бы к трагедии. Как бы то ни было, Эндрю Флинтофф после аварии 45 минут прождал на трассе эвакуации в госпиталь, куда его в итоге доставили на вертолёте. Бывший игрок в крикет получил переломы рёбер и серьёзные травмы лица. BBC взяла на себя оплату лечения своего сотрудника, а также выплатила ему компенсацию в размере £ 9 млн, но Top Gear это не спасло.
Длительная реабилитация позволила Фредди обрести физическое — насколько это вообще возможно для человека со, скажем прямо, изуродованным лицом — здоровье, но не психологическое. По информации британских журналистов, экс-ведущий до сих пор не в состоянии найти силы, чтобы сесть за руль — отец четырёх детей теперь ездит на автомобилях только пассажиром со своей женой за рулём. И на фоне этого кажется уже незначительным закрытие программы, однако для BBC это проблема, поскольку обстоятельства инцидента вызывают серьёзные вопросы у сотрудников британской вещательной корпорации.
По тем немногочисленным свидетельствам, что оказались в распоряжении журналистов, съёмки проходили при минусовой температуре, что нормально для декабря в Великобритании. Сам Эндрю Флинтофф выражал сомнения в безопасности съёмок, принимая во внимание погоду и транспортное средство, на котором ему предстояло ехать. И о Morgan Super 3 в этом контексте надо рассказать подробнее.
Британская компания с 1910 года выпускает автомобили, в конструкции шасси которых вплоть до наших дней продолжают использоваться деревянные элементы — как дань уважения традициям марки и как одна из отличительных черт Morgan. Впрочем, куда интереснее другая фишка бренда — трёхколёсные автомобили, особенностью которых является их компоновка: на передней оси расположены два колеса, а на задней — единственное ведущее. С 2011 по 2021 год фирма выпускала Morgan 3 Wheeler, который был выбором либо фанатов марки, либо ценителей необычного транспорта, а в 2022 году на смену этой модели пришёл Morgan Super 3. Новинка получила полностью алюминиевый несущий кузов, лишённый деревянных элементов, с размещённым в пределах колёсной базы двигателем. Super 3 получил 118-сильный 1,5-литровый трёхцилиндровый бензиновый двигатель Ford в сочетании с пятиступенчатой механической коробкой передач от Mazda MX-5.
Двухместный Morgan имеет открытый салон, декорированный металлом и материалами с водоотталкивающей пропиткой, а из защитных элементов — только две дуги безопасности за спинками сидений да пара миниатюрных стёклышек-ветровиков на передней панели. Естественно, никаких систем безопасности и электронных ассистентов водителя не предусмотрено в принципе — Super 3 покупают те, кто ищет чистых ощущений от управления автомобилем и кто понимает, на что способна техника с единственным ведущим колесом сзади. При этом с места до 100 км/ч трёхколёсник разгоняется менее чем за семь секунд и может развить максимальную скорость 210 км/ч.
Формально на Morgan Super 3 можно ездить и без шлема, если вы готовы мириться с насекомыми, пылью и грязью, которые будут лететь вам в лицо во время движения. Для минимального комфорта и безопасности всё-таки разумно использовать защитные очки, а в идеале — шлем, хотя бы открытый, но лучше — полнолицевой интегральный. На официальных фотографиях, которые британский автопроизводитель подготовил для прессы к презентации новинки, водитель и пассажир Super 3 ездят как вообще безо всякой экипировки, так и в шлемах. При этом на аналогичных снимках, но для журналистов Северной Америки фотографы Morgan запечатлели водителя и пассажира исключительно в шлемах. Но раз в Европе модель сертифицирована для езды без шлема, то так Фредди и отправили на съёмку.
Конец оказался немного предсказуем. Минусовая температура воздуха, холодное покрытие, неустойчивая трёколёсная модель с не самым опытным водителем за рулём — в первом же повороте Дансфолд-Парка тестовый Morgan Super 3 перевернулся. Ведущий, который был без шлема, приложился лицом об асфальт — можете представить, какие травмы можно получить в такой ситуации, даже если вы едете на скорости 35 км/ч. Жизнь Эндрю Флинтоффа спасла дуга безопасности, которая защитила шею от перелома, но лицо пострадало очень сильно.
Естественно, сразу началось внутреннее расследование. Члены съёмочной группы заявили, что Фредди изначально выражал сомнение в целесообразности съёмок трёхколёсного Morgan на холодной трассе, но в итоге график производственного процесса оказался сильнее соображений безопасности. BBC не осталась в долгу и предъявила претензии в адрес Morgan — мол, их автомобиль не был оборудован подушками безопасности, что и привело к получению травм. Потом, правда, ситуацию уладили, потому что глупо перекладывать ответственность на автопроизводителя, техника которого официально сертифицирована для движения по дорогам общего пользования.
Британская вещательная корпорация провела оценку правил техники безопасности и заботы о здоровье на съёмочной площадке шоу Top Gear, результаты которой обнародовать не стала. Вместо них последовало «непростое, но правильное решение, что неуместно было бы возобновлять съёмки 34-го сезона», а уже спустя некоторое время в BBC признали, что в обозримом будущем работа над проектом вряд ли возобновится. Не в последнюю очередь из-за того, что на протяжении девяти месяцев с момента аварии вся съёмочная группа обсуждала произошедшее, причины аварии и то, насколько будет интересно аудитории шоу, если снимать его «облегчённую» версию. Учитывая, что Top Gear и так серьёзно потерял в зрителях после ухода каноничной троицы ведущих Джереми Кларксона, Ричарда Хаммонда и Джеймса Мэя, шаг был очевидным.
Неочевидно другое. Шоу выходит почти полвека, и за 46 лет существования Top Gear в его истории было немало аварий, включая самые серьёзные — один Ричард Хаммонд сначала разбился на реактивном дрэгстере Vampire и провёл несколько дней в коме, а спустя несколько лет едва не сгорел за рулём Rimac Concept_One, слетев с горы на электрогиперкаре.
Это не считая более мелких инцидентов. И во всех случаях ведущие возвращались к работе без видимых повреждений, а о психологическом состоянии их можно судить хотя бы по тому желанию, с которым они вновь пускались в сомнительные авантюры. В случае с Фредди ситуация выглядит так, будто за съёмки взялись абсолютные дилетанты. За руль трёхколёсной открытой машины на холодной трассе посадили не самого, будем честны, опытного ведущего да ещё и не удосужились облачить его в шлем, который хоть и обязателен только для гоночных машин и заездов по гоночной трассе, но абсолютно логичен для езды на лишённом крыши автомобиле.
В итоге только чудом дело не дошло до трагедии, хотя всех проблем можно было избежать. Но, похоже, авария Эндрю Флинтоффа стала следствием подхода к работе, который проповедовали не только в Top Gear, но и в журналистике в целом.
«В 2002 году я работал над сценариями (и время от времени выступал как ведущий) для шоу Driven на канале Channel 4. Мы получили новый внедорожник Toyota Land Cruiser J120 первыми в Великобритании. Директор повёз съёмочную группу на обед и перевернул машину. Сработали подушки безопасности, пассажиры не были пристёгнуты ремнями безопасности, и только по счастливой случайности никто не пострадал. Мы даже не успели снять сюжет.
Получается, что иногда люди попадают в среду автомобилистов и считают, что от этого «становятся» экспертами по вождению, хотя не имеют никакого опыта. В автомобильной журналистике полный хаос, потому что большинство авторов не умеет ездить быстро и безопасно, а их не учат этому. Отчасти из-за того, что никто не хочет за это платить, отчасти потому, что никто не хочет нести ответственность за возможные последствия. Честно скажу, я не знаю, насколько Фредди хороший водитель, потому что я не следил за Top Gear, но, судя по размеру компенсации, за эти деньги всех можно было научить профессиональному управлению автомобилями», — считает британский автожурналист, редактор авторитетного издания Car Бен Барри.
Яркой иллюстрацией его слов может служить травма Джеймса Мэя на съёмках эпизода A Scandi Flick для шоу The Grand Tour — ведущий получил травмы, врезавшись в стену на своём Mitsubishi Lancer Evo VIII. Но там всё располагало к аварии, начиная с самого задания — разогнаться как можно быстрее в тоннеле и успеть затормозить до удара о стену — заканчивая тем, что автомобиль на шипованных покрышках двигался по бетону. И даже относительно лёгкого удара хватило, чтобы пристёгнутый водитель сломал рёбра. Что уж говорить о перевороте на открытом автомобиле. Так что BBC сама создала себе проблемы, и пожалеть в этой ситуации можно только Фредди, который явно не подписывался на подобное — это не ведущий подвёл шоу, а профессионалы из Top Gear подвели Эндрю Флинтоффа.