В Санкт-Петербурге показали чудом сохранившийся советский прототип «Охта»
![](https://carakoom.com/data/wall/787/6a9a04f2_medium.jpg)
Несколько дней назад в Санкт-Петербурге прошла выставка «Российский промышленник», в рамках которой был подготовлен стенд с советскими самодельными автомобилями и прототипами. Некоторые из них показывали широкой общественности в первый раз, включая любопытный обтекаемый минивэн «Охта».
А всё началось с успеха и ажиотажа, вызванного самодельным автомобилем «Лаура». Создателям «Лауры» — молодым конструкторам Геннадию Хаинову и Дмитрию Парфёнову — по личному распоряжению Генерального Секретаря ЦК КПСС Михаила Сергеевича Горбачёва была предложена работа в НАМИ.
В рамках задания министерства автомобильной промышленности по теме «Автомобиль 2000 года» они создали «Охту». Этот автомобиль стал первым проектом Ленинградской Лаборатории Перспективного Макетирования Легковых Автомобилей при НАМИ.
![](https://carakoom.com/data/wall/787/6b25ed9c_medium.jpg)
При разработке не использовались ни компьютеры, ни 3D-моделирование, ни 5-координатные станки. Поэтому работа над проектом заняла аж 20 месяцев и продолжалась с 1985 по 1987 год.
Для начала собрали «каркас» из берёзовых досок, по которому вручную выколачивали стальные кузовные панели и части пространственного каркаса кузова. Детали имитировали штампованные, но при этом соединялись точечной сваркой.
Дизайн был прорывным для советского автопрома: обтекаемые формы с сильно покатым капотом, большое лобовое стекло, боковые окна с опускаемыми секциями, динамичная линия крыши и дверь багажника с большим стеклом и интегрированными фонарями.
![](https://carakoom.com/data/wall/787/674fe22f_medium.jpg)
С некоторых ракурсов он напоминал самый красивый минивэн того времени Pontiac Trans Sport: в частности похоже выглядели широкие нижние молдинги. Трансформируемый салон был рассчитан на 7 пассажиров, а ещё впервые в советской практике была применена проводка мультиплекс с CAN-шиной ЦУКАТ, разработанная на московском заводе АТЭ-1.
Макет «Охты» продували в аэродинамической трубе Ленинградского Политехнического Института. Испытания показали, что с поправкой на масштаб, полноразмерный автомобиль имел бы коэффициент аэродинамического сопротивления 0,30, что было очень неплохим показателем.
К сожалению, салон «Охты» не сохранился полностью, но то, что осталось даёт понять, что выполнен он был в минималистическом стиле.
![](https://carakoom.com/data/wall/787/6956de3a_medium.jpg)
Агрегатную базу взяли от самого современного доступного на тот период в СССР автомобиля — ВАЗ-2108 «Спутник». От него позаимствовали, в частности, двигатель и коробку передач, которые крепились к кузову не напрямую, а через специальный подрамник, позволивший снизить вибрации.
В марте 1988 года «Охту» показали на автосалоне в Женеве, где автомобиль вошёл в десятку лучших прототипов выставки. Позже минивэн показывали в США и Канаде. Но потом для «Охты» начались не лучшие времена.
После окончания выставок прототип очень долгое время хранился на таможенном складе, где его частично разукомплектовали, демонтировав двигатель, а также повредили кузовные детали и окна.
Сейчас состояние уникального прототипа оставляет желать лучшего. Вопрос о реставрации хотя и поднимается, но никаких конкретных дат не называется.Тем не менее, сам факт того, что прототип сохранился до наших дней, не может не радовать.
![](https://carakoom.com/data/wall/787/6a3d25fb_medium.jpg)
![](https://carakoom.com/data/wall/787/6903ee1f_medium.jpg)