Чем знаменит «Москвич»: культовые марки и цены на авто
Московский завод, который производил автомобили массового потребления, открылся в 1930 году. Тогда там собирали Ford из американских комплектующих, а также советские ГАЗ (А и АА) и КИМ. История марки «Москвич» началась после войны. Условно ее делят на несколько поколений, в каждом из которых завод выпускал культовые модели. «Москвич-400» Автомобиль из первого поколения «Москвичей». Стал аналогом немецкого Opel Kadett K38. Судя по информации из исторических источников, разработчики воссоздавали «Опель» либо по сохранившимся после войны экземплярам, либо по чертежам и оборудованию, полученным по репарациям. Первый «Москвич-400» выпустили в 1946 году. Это был седан мощностью 23 лошадиные силы с четырехцилиндровым двигателем, гидравлическими тормозами, независимой подвеской. Затем появились кабриолеты, фургоны, пикапы, модели с ручным управлением для инвалидов, а также авто для медицинских нужд. Купить машину можно было за 8 тысяч рублей. В 1954 году «четырехсотый» усовершенствовали и стали выпускать под номером 401. Авто добавили мощности – до 26 лошадиных сил. Модель подорожала до 9 тысяч рублей. «Москвич»-универсал и авто для ралли «Москвич-423» и «Москвич-407» – самые примечательные модели из второго поколения. Обе были представлены на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе – 1958 и отмечены золотой медалью. «Москвич-423» – первый универсал в Советском Союзе. Производитель заявлял, что в таком авто можно перевозить до 250 килограммов грузов. Мощность универсала составляла 35 лошадиных сил. Готовые партии авто практически полностью распределяли по госпредприятиям и больницам и поставляли на экспорт. Рядовым гражданам их было не достать. «Москвич-407» – первый советский автомобиль, который отправили на международные гонки. И неудивительно: производитель заявлял, что машина может разгоняться до 115 километров в час. В 1958 году команда из СССР проехала на седане ралли в Финляндии и заняла третье место. Поначалу 407-й стоил 25 тысяч рублей, но после деноминации цены на него упали почти в 10 раз. Самые узнаваемые «Москвичи» за границей «Москвич-408» и «Москвич-412» из третьего поколения стали самыми узнаваемыми и продаваемыми за границей. Половину произведенных авто СССР поставлял на экспорт, они стоили дешевле зарубежных аналогов. Первым в 1964 году начали выпускать и продавать четырехдверный седан «Москвич-408». Он отличался современным кузовом, мощность составляла 50 лошадиных сил. Авто хорошо продавалось в скандинавских странах, в Финляндии, Германии, Англии, Франции. Кстати, 408-й стал миллионным «Москвичом», произведенным на заводе в СССР. Стоила модель около 5–6 тысяч рублей. «Москвич-412» фактически пришел на смену 408-й модели. Он выгодно отличался усиленным мотором, мощностью в 75 л. с., двухфакторными тормозами и ремнями безопасности. Его, как и предшественника, тоже активно экспортировали в Европу, а также в Латинскую Америку. Спрос подогревало то, что эту модель часто использовали на зарубежных ралли: например, автомобили участвовали в марафонах из Лондона в Мексику и из Лондона в Сидней. В СССР купить автомобиль можно было за 8–9 тысяч рублей. Как возрождают «Москвич» в современной России В 2022 году власти Москвы задумались о возрождении марки «Москвич». В марте французская компания Renault, которая владела московским автозаводом с 1998 года, объявила о закрытии предприятия. Тогда правительство Москвы купило 100 % акций и решило развивать площадку собственными силами. В ноябре 2022 года на заводе «Москвич» запустили крупноузловое производство первых современных автомобилей легендарной марки: кроссовера «Москвич 3» и аналогичного ему электрокара «Москвич 3е». Рекомендуем почитать еще об одной легенде советского автопрома – «Запорожце». В материале – как создавали автомобиль и почему его прозвали «горбатой консервной банкой». Фото: usplash.com, pxhere.com, РИА Новости / Павел Люзин, Алексей Филиппов