50 лет Volkswagen Passat
«Фольксваген Пассат» — как много в этом звуке... С теплотой вспоминаю далекие-предалекие времена и B3 (третью итерацию), великое откровение после «Жигулей». Пусть он не патриарх рода, но персонаж знаковый. И первый по-настоящему самостоятельный Passat, ведь его предшественники находились в тесных связях с продукцией одного весьма известного бренда. Полувековой юбилей — отличный повод вспомнить эти и другие интересные страницы его биографии.
Начало истории или при чем тут Audi?
«Революция» — второе имя Passat. На момент его рождения Volkswagen производил заднеприводники с расположенными в заднем свесе оппозитными «четверками» воздушного охлаждения. Оригинальный «жук» Beetle (Type 1), хиппивэн Type 2, а также легковые семейства Type 3 и Type 4 — все они из одной оперы. Открывший новую эру «Пассат» совсем иного поля ягода: рядный мотор спереди, ведущие колеса передние.
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/15/6252650/48745410772e73905453ca8eb1b6a83a8647b657.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/15/6252656/7506deebfcd17dd3d6b03849c7ced8defa444926.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/15/6252652/97309eea993b0f1026d148df4a6221196681b687.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/15/6252653/bc54dc0b338caaedcfddc737d0b70087b259c33f.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/15/6252654/0bbe7b7ee58799736165a3959ed85e74303b37bb.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/15/6252651/1e369fa4ca5d7f837e5f97d26005c00c6666a920.jpg)
Многолетняя традиция прервалась не от хорошей жизни. Дело в том, что Passat — дитя сложных времен. Нередко выбраться из кризиса можно лишь через слом старых устоев и посредством свежих прорывных решений. Это четко понимал заступивший на свой пост в октябре 1971 года генеральный директор Рудольф Ляйдинг. Он распорядился завязывать с вековыми обычаями и вскоре после своего назначений сенсационно заявил в интервью журналу Der Spiegel: «Перспективный Volkswagen будет переднеприводным».
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/15/6252667/dd9c8d77e7fa1eaec7366c86723c85e9a7788a8f.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/15/6252666/a9ad6f5c52c9b359f5ac7bcac51e6a1491f8dc2d.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/15/6252668/4e5ec7195f91092cdef03f8d56887d1147dee330.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/15/6252669/2ec56f40f25177d2f19686abd30889e019afb81e.jpg)
Аналогичные мысли созрели не только в умах немцев. Renault еще в 1969-м запустила коммерчески успешную модель 12, преемника заднемоторного 10 с продольной установленным ДВС и передними ведущими колесами.
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/15/6252694/c45b52a5f3115331279f33626899bf78547ff139.jpg)
Каким боком в нашем рассказе французы? Во-первых, для массовки, подчеркнуть тенденцию. Во-вторых, машины объединяло похожее принципиальное устройство вплоть до зависимой задней подвески (у «Фольксвагена» — пружинная и передние стойки МакФерсон). Но если «Рено» создан непосредственно силами компании, то немецкий конкурент загребал жар чужими руками. Ляйдинг не желал тратить время и дойчмарки на разработку и призвал использовать потроха Audi 80 (B1), которая в свою очередь появилась под патронажем VW.
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/15/6252671/7b9bf5191a22ee827bb2791523957412cea0cca4.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/15/6252672/f7c317b0d71227bf812cef4842dcd898302a3faa.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/15/6252678/faa74225efbe6290d71f15e58c0789e16245af19.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/15/6252673/ad4bcd7bc0430539df9e81176655f0ad7605188d.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/15/6252674/ef6ceb1f64e8362b805c5139f07248cd5d2e9545.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/15/6252691/945943768d2528a9b909eb932045b564a6589063.jpg)
Volkswagen идентичен донору по колесной базе (2470 мм) и почти совпадает с ним по габаритам. При этом он заметно компактнее современного «Гольфа» и более чем на 700 мм короче нынешнего «Пассата». Индивидуальных черт тоже хватает. Начнем с того, что дизайном занимался сам Джорджетто Джуджаро. Как вспоминает журнал Auto Motor und Sport, маэстро больше всего любил двухдверку с покатой задней частью и отделенной от стекла дверью багажника.
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/04/23/6257261/4e58ab38bfc3551a61fbdd8c94ead1d5cf6ac6bd.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/04/23/6257262/080696334f27d440b1db455cfa64032678417b41.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/04/23/6257254/4c5f956448756953ef1a894748dc2717cba6f07f.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/04/23/6257253/6fd81bc82fa608f8dcc8709ab4243d2f37db1b6b.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/16/6252733/861434cd4698f318027f1f5c1f66d9f7842d31a1.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/16/6252730/c31439a6c7c769c18b8e8dbbac4caa7fa73d7563.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/16/6252762/6186144e8317d728a50630ba4611687d8a55f051.jpg)
Гамма двигателей чуть шире палитры Audi. Кроме бензиновых «четверок» объемом 1,3, 1,5 и 1,6 литра предлагался полуторалитровый дизель в полсотни сил. Настоящий тренажер буддийского спокойствия: с ним разгон до 100 км/ч занимает около 20 секунд.
Вдоль и поперек
Не каждый автомобиль с большим наследием похвастается такими же существенными метаморфозами и поисками себя, как Passat. Мы уже выяснили, что первое поколение в условиях цейтнота породнилось с Audi 80.
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/16/6252784/363b5022d82fd8b1fb59ec429972a9f8b30bfe59.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/16/6252777/5cd7ed433d81efde470a961ccf1836a7eab057a6.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/16/6252779/fb8c0194ded1dd1762cafa7a9cc76b44684159c5.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/16/6252776/7af126c25a28903de61bb82f02d119a094493fd7.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/16/6252775/52d5058705c4aebed4fada179a1e8845448d5589.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/16/6252778/d5c16d02f10548541efb38c2bb25984ddc38ad11.jpg)
Второе с точки зрения самостоятельности недалеко ушло. У него архитектура от 80 (B2) с продольными «четверками» и «пятерками», передним или полным приводом.
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/16/6252806/e690204fad5c1b611ef7749a77d2f22604374137.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/16/6252793/3038d4a784d28ab6e1e962101d073cf16b81b857.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/16/6252794/a0ba50073d20fe89b32114497c1ed54c8b5a1ca8.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/16/6252807/557cb9b8f5bb504466dd68b68b9ea1e4e8e99c76.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/16/6252805/43ebdf3180f7d3b8b7c1d1f799db67591d332bb0.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/16/6252792/3588ca5f542ec3105da2fb5f70ffb39640f4268d.jpg)
Легендарный и почти неубиваемый Passat B3 (1988–1993 годов выпуска) — другой разговор. Один из самых узнаваемых «Фольксвагенов», особенно в западных регионах России и Белоруссии, с точки зрения анатомии вполне традиционен. Двигатели, начиная бензиновым и дизельным «один и шесть», заканчивая 2,8-литровым VR6 упакованы поперек. Шасси на сей раз свое собственное.
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/16/6252815/d98da7f0119fc93c893c9109f6406bfce775a2d6.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/16/6252816/c61cdafd5a445a2d2570691464edcd4cea27ddcf.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/16/6252827/b9a2bc1468875b75d6cd614321b89017f603b967.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/16/6252826/1f0e2336a21ba76948867fc339b9cf62517a5300.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/16/6252817/5db9e1eb5cebf33462993fb916e0d7f424787b78.jpg)
Некогда эпохальный B5 (1997–2005 годов выпуска) — наоборот вещь в себе. Общая с Audi A4 платформа предопределила продольную компоновку, в меню есть турбокомпрессорный EA113 объемом 1,8 литра, а переднюю подвеску иногда называют не иначе как «месть Гитлера». Это не банальный МакФерсон, а мудреная конструкция с четырьмя алюминиевыми рычагами на каждое колесо. После рестайлинга 2000 года появились усиленные стальные и жить, как гласит молва, стало проще.
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252856/4d7735f3f5f4f61c297bff16e9630ddc9d8a2cac.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252858/a9ad169c67b831c08d6cb9d0441e93addc685a58.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252855/e4ed57882623268c821d2048f7676b390b4f2957.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252852/025c81d75823f80dd93a0daf1ac152c5b56a30fc.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252853/54da229ae843453e718f07a925e12552db4fda17.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252854/fd22a7a7b66403a7014560c25bdfdc6c6e707ab4.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252859/dd4211a580249e2cc425267703c179a8e295191e.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252865/f0af8c68a7426055724a468a3e23e0581ee6ae1b.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252866/aa4b4d0137b9c36200cd9a8115a70a886e0be5ef.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252868/2f7b0203ba2c1761ad08d6837c0d76ca43a6f2f0.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252867/bf4f08dfa97b544f254fc1a0a90724ab28b7d0bd.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252864/24664e642b783c73877bbccbe6c1d70693d4627c.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252880/5d8d7361d05babaa987088984a276e174e5b89a3.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252881/ffc1d044383f088cd2024389b857d40f1bd5db1a.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252882/abbb22c75f71132fdaf4000ed4b44f329fed2b32.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252878/877243df6e37b2d6dc1994da40a4866c9f62c962.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252883/002ae33d9be9c4fac7ea351602369beae525eade.jpg)
С приходом B6 эксперименты закончились. На смену гурманским, пусть и местами спорным решениям пришло унифицированное с Golf переднеприводное шасси.
W8… Что?!
Время от времени Volkswagen радовал любителей бодрых среднеразмерных машин. Линейку B3, например, неплохо разнообразила модификация с 2,8-литровым VR6 мощностью 174 л.с. и исполнение G60 — 160-сильная компрессорная «четверка» объемом 1,8 литра плюс «механика» и полный привод. А как насчет R36 (B6), лютого 300-сильного «волка в овечьей шкуре» с 3,6-литровым VR6 и динамикой разгона менее шести секунд? Но в случае с упомянутым выше небанальным B5 немцы, что называется, отожгли!
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252896/530b113ba15c15a3c42403a07fb0e7c6ef2aa505.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252897/032b691533c43a2b900013dbebaa500698d3a0ec.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252898/54d5788f9380cba81816041f5bd52e9b5f808996.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252895/540c5eefb1fae991cb6a37effeeeb07b5aee9263.jpg)
Для полноты образа этакого мятежника в классе D «Пассату» не хватало только супермотора. Компания поступила очень нестандартно и предложила единственную в мире алюминиевую W-образную «восьмерку», суть насаженные на общий коленвал два V4. Схожая ажурная конструкция у прославленных W12 и W16 на Bentley и Bugatti соответственно.
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252903/bee31c4e162ea8ab5cc403c526d1a70d520e2630.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252905/e32216ded2f627e1df2708038e65a498e4dcf185.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252901/4d7d9c84be254515a56d1f0c274ccdbf05bf3c9e.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252907/26d026e8ba2ff7df7c2239d4c45e3cfc409094e8.jpg)
Четыре литра, 275 л.с., ускорение до 100 км/ч за 6,5–6,8 секунды с механической коробкой передач и полный привод при сдержанной, не бросающейся в глаза внешности. По меркам начала нулевых — чудо-агрегат достался рестайлинговому Volkswagen — очень достойно! Разочарования начинались, когда «слиперу» приходилось смотреть в глаза премиальным оппонентам.
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/18/6252993/33ef231a53cd86ee2e14b0424546a768df2c943e.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/18/6252992/e33023cbbcc0496ba9d8bf760f66ba852873ef9d.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/18/6252994/31e808f964ad56a21ff22457c58666b4824f6fa1.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/18/6252995/74008636c38e0757d86884a365f4c7feffb5d44a.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/18/6252991/b482a89d8677165c267662ad2e06839836554fec.jpg)
«Passat стоит 40 735 долларов. На 7 105 долларов больше, чем стандартный Audi A4 3.0 Quattro с «шестиступкой», и на 3 490 долларов, нежели BMW 330xi с пятиступенчатой КП (который примерно на 180 кг легче и набирает 97 км/ч на секунду быстрее). Volkswagen, без сомнений, обоснует цену множеством дополнительных опций: люком в крыше, кожаным салоном, спортивным пакетом и, конечно же, двигателем W8. Чего у него нет, так это престижной таблички с именем. Если вы можете жить без колец или серебряных звездочек на капоте, вероятно, W8 с шестиступенчатой «механикой» заслуживает вашего внимания», — резюмирует издание Car and Driver.
Двадцать лет спустя яростные сравнения и соперничество вряд ли уместны. Единственный в своем роде восьмицилиндровый Passat прекрасен сам по себе безотносительно места в «пищевой цепочке».
W10: уникальный двигатель Volkswagen, про который почти ничего не известно
Полный привод для асфальта: начало
Volkswagen Panamera или Porsche Phaeton?
Китайская фамилия
Имя в честь дующего в Северном и Южном полушарии ветра оказалось в определенном смысле судьбоносным и говорящим о глобальных интересах модели. Первое поколение, например собирали в Германии, Бельгии, Бразилии, Австралии и ЮАР. Над Поднебесной «Пассат» тоже бушует не одно десятилетие. Скажем больше — тамошний совсем не похож на европейский.
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252918/d69c3f5f3473b139ad6e1f2201e2bf6db8a24e7f.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252913/e9e6411207c767a18b8847cd02430f351ef4ff77.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252914/5b10e86be160c5df756dbe468936571f99692f74.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252915/b1080c2f7971eabecfb8b905f76bc534005b9404.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252916/af124fb449e10adea31c675621cd7fadc1092584.jpg)
В 2005 году совместное предприятие SAIC Volkswagen прекратило сборку локализованного B5 и запустила Passat Lingyu. Если его очертания кажутся вам до боли знакомыми, то это не случайно. Lingyu — приукрашенная турецким художником Муратом Гюнаком первая Skoda Superb. Соответственно, подноготная машин одинаковая: шасси с продольной компоновкой от B5, 1,8-литровая наддувная и 2,0-литровая атмосферная «четверка», V6 объемом 2,8 литра, передние ведущие колеса.
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252928/32294cf599877b00abc8c830e535ac156ffa14a2.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252927/49e9c7bed86746aceb7774132f8b6a95f275e57a.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252926/f8111373ded4d9dedae998a823f093c1e9c2180a.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252923/7fa05c23bb41d1106d81de9b7eb8727919b6e6da.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252924/063e34279d7305d5ec052f8c2e0a0d4a338c06f6.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/17/6252930/34a0a69304109295957305445fa546464cb906cc.jpg)
А дальше началась увлекательная чехарда. На Детройтской выставке 2011 года показали Passat для Северной Америки и… заодно Китая. Разница с евро-версией (B7) видна невооруженным взглядом: размеры крупнее (длина — 4870 мм против 4769 мм), задние стойки с бээмвэшным изгибом Хофмайстера и отдельными окошками, оформление передней и задней части кузова оригинальное. Двигатели наддувные четырехцилиндровые 1,4 TSI, 1,8 TSI и 2,0 TSI, а также трехлитровый атмосферный VR6 FSI мощностью 250 л.с.
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/18/6252938/6aec5ba72fe90e954ef565562da953f7e9df54cd.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/18/6252939/359b7c99d43d05295c15020504889f5ec770612d.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/18/6252941/78e3784130848135254f1b5e49f68c9531063d53.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/18/6252936/f6c65a3c41ea6e9748a71ff87e778ce907fa093d.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/18/6252937/4948a343f75bab520c4e176db9ede7ee2c727748.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/18/6252945/b9ae5204164f7a3bff4092b63977c277d2abbf2b.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/18/6252946/3e674d59a6f1f92480e39dc8c3567802218f98ce.jpg)
Окончательно запутывает Magotan — суть четырехдверный европейский Passat для китайского рынка с увеличенным расстоянием между осями. «Лимузин» производится фактически конкурирующим СП FAW-Volkswagen. Шокирующая Азия как она есть…
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/18/6252959/c73ed6a088c35ec3b33cf9043868b5efc15e24b2.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/18/6252953/a09e8c5c004694773a906b8d15d520ccbaac1d86.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/18/6252961/9f453f0a52f96eaea57b96b4f76937678c0efcfe.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/18/6252954/424709ead30a3423dd0b768e69a67f58ab3642cd.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/18/6252958/8658a42aa3e237f33e2bfd51a49d2a2d4da77b9c.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/18/6252957/a265d51f7fcd89ad78be23c6cfb9787ada65c712.jpg)
Под конец 2018 года произошло знаменательное событие — SAIC Volkswagen представило не имеющую аналогов следующую итерацию на модульной платформе MQB взамен прежней американо-китайской. Таких здоровенных и помпезных «Пассатов» мир еще не видел! От бампера до бампера — 4948 мм, колесная база — 2871 мм.
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/18/6252964/c3fa789c56715db510f29c1ced19ac421172482a.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/18/6252962/285543abc1875195e2b150954f29d8b997db71b6.jpg)
Автомобиль разработан с учетом вкусов местных потребителей и на волне эффекта новизны продемонстрировал неплохой результат. В 2019 году продано 214 061 штук. Для сравнения, результат изрядно выдохшейся штатовской спецификации — 14 213 единиц. Сборка последней завершилась в декабре 2021-го. Тем временем азиатский линкор пока в строю во всем многообразии исполнений, начиная 1,4-литровой «турбочетверкой» (150 л.с.), заканчивая наддувным мотором объемом 2,0 литра (220 л.с.) и plug-in гибридом.
Современный Passat
Наш юбиляр начинал как перелицованный Audi, а закончил, будучи… «Шкодой» в самом прямом смысле. В январе 2022 года теряющая позиции четырехдверка окончательно сошла со сцены. Таковы неумолимые тенденции: в Европе представители размерного класса D от массовых брендов становятся исчезающим видом. Однако точка в истории «Пассата» не поставлена. Минувшим летом дебютировало девятое поколение с безальтернативным кузовом универсал. И все бы ничего, но за историческим названием скрывается новая грузопассажирская Skoda Superb под слоем «макияжа». Подсластим пилюлю тем, кто тоскует по изящному седану и со скепсисом относится к родословной Passat Variant B9. По потребительским качествам он как минимум не проигрывает предкам!
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/18/6252976/6804f785bcaf646579b4f610bf8be43579f32928.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/18/6252974/f06fc14e3a28be0beec303146050aef6f96250c4.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2023/12/01/18/6252978/64ed130ad2185c4363fe44e9df071f3402ab9eb0.jpg)
Колесная база увеличена на 50 мм, и на столько же прибавился запас пространства для ног задних пассажиров. Объем багажника около 2000 литров позволяет перевезти слона. Традиционно разнообразная и обширная линейка заставит томиться дилеммой. Есть даже три варианта мощности двухлитрового турбодизеля и подзаряжаемые eHybrid (204 л.с. и 272 л.с.).
Немного грустный юбилей, не находите? Знаменитая модель из соображений экономии и под влиянием популярности кроссоверов пошла тропой бэдж-инжиниринга, а ее будущее кажется туманным. Но самое смешное другое — желающим приобрести современный Passat в плюс-минус привычном форм-факторе стоит поинтересоваться ценами в Пекине или Шанхае. Это ли не ирония судьбы?… /m