Войти в почту

Какие планы у «Москвича»?

Почти 77 лет назад, 4 декабря 1946 года, с конвейера столичного автозавода сошел первый автомобиль «Москвич-400». Его рождение было одобрено самим Иосифом Сталиным, а задумывался он как первый советский народный автомобиль. Как развивался завод «Москвич», о том что происходит на предприятии сейчас и о его будущем пойдет речь в материале «Вестей Подмосковья». 

Какие планы у «Москвича»?
© Вести Подмосковья

Предыстория завода «Москвич» уходит своими корнями в 1929 год. Советскому Союзу жизненно необходимо было наращивать производство автомобильного транспорта. Без него индустриализация не могла состояться. Речь шла не только о грузовых, но и о легковых автомобилях. В то время у СССР были не самые плохие отношения с США. Был заключен договор с компанией «Форд» по вопросу технической помощи по организации и восстановлению производства автомашин. В Союз приехали специалисты, а в Нижнем Новгороде стали строить завод, который в будущем станет ГАЗом. Также было решено возвести площадку в Москве для отверточной сборки «Фордов» из американских комплектующих. Завод был построен в короткие сроки на пересечении окружной железной дороги и современного Волгоградского проспекта. 

Сборка грузовых и легковых авто в столице началась уже в ноябре 1930 года, а предприятие получило название «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала молодёжи» (КИМ). К 1939 году сборка существовавших марок была переведена в Ростов-на-Дону, а в Москве стали производить малолитражный автомобиль КИМ-10. Во время Великой Отечественной войны завод полностью работал на оборонную промышленность. 

Сразу после Победы, в мае 1945 года, завод был переименован в МЗМА — Московский завод малолитражных автомобилей, а выпускать здесь решили новую марку авто под названием «Москвич». Первые машины этой марки как «Москвич-4» сошли с конвейера ровно 77 лет назад — 4 декабря 1946 года, а их прототипом стал немецкий «Опель Кадетт» 1938 года. Такой выбор был сделан потому, что на предприятии появились и трофейные станки. В 1954 году впервые был выпущен «Москвич-401». Позже появились серийные модели «402», «407», «410» и в 1967 году с конвейера сходит миллионная машина марки.

А в 1966 году с визита в СССР президента Франции Шарля де Голля у «Москвича» начинается новая жизнь. Итогом стало подписание соглашения между заводом и компанией «Рено». Для этого понадобилось провести полную реконструкцию предприятия и даже построить еще один завод в Ижевске. Завод опять получил новое название — АЗЛК («Автомобильный завод имени Ленинского комсомола»). К 1971 году был введен в строй новый корпус, открыта промышленная площадка в Текстильщиках и открылся филиал АЗЛК в городе Кинешме Ивановской области. Основная модель выпуска в эти годы - «Москвич-412». Вскоре ее сменит новая базовая модель - «2141». 

Задела начала семидесятых хватило для предприятия до развала СССР, а затем производственная база стала снова устаревать. Но завод продолжал оставаться одним из лидеров отечественного машиностроения и в начале 90-х годов прошлого века. Модель «2141» была модернизирована и получила известность как «Святогор», выпускавшийся в 1997-2001 годах.

В 90-х годах предприятие оказалось в сложной финансовой ситуации. Особенно ухудшилось положение после дефолта 1998 года. Правительство Москвы, которому принадлежало 60% «Москвича», помогало заводу, поддерживая его на плаву. Выпуск автомобилей был жестоко дотационным. Вечно нести убытки нельзя и в 2001 году была остановлена сборка комплектных автомобилей, а еще через год прекратилось производство запасных частей. В 2003 году была запущена процедура банкротства, а три года спустя началась распродажа его территорий и имущества. Часть оборудования была продана в Китай, Индию, Турцию и Ирак. Новым владельцем стала финансовая группа «Метрополь», запланировавшая строительство на территории бывшего завода офисных и жилых зданий. К 2010 году ОАО «Москвич» не стало, а «автомобильным» преемником осталась фирма «Автофрамос», которой принадлежало часть «новой» территории. Торговую марку «Москвич» еще в 2009 году приобрел немецкий «Фольксваген», но начинать выпуск автомашин он и не планировал. В 2012 году на бывшей территории завода начинает создаваться Технополис «Москва», а с фасада экс-главного здания на Волгоградском проспекте исчезают буквы «Москвич». 

«Автофрамос» продолжал управлять недостроенным цехом, купленным еще в 1998 году. Компания представляла в России французскую «Рено». Ранее в этом здании планировалось выпускать двигатели для «Москвичей». В 2005 году «Рено» начала сборку модели «Логан», доведя ее в 2012 году до 175 тысячи автомобилей в год. Затем здесь стали собирать «Сандеро», «Сандеро Степвэй», «Меган», «Флюэнс», «Каптур», «Аркана» и «Дастер». «Рено» вроде даже хотела реанимировать «Москвичи», но дальше намерений дело не пошло.

Все изменилось с началом специальной военной операции. Компания «Рено» прекратила производство к 23 марта 2022 года, а 16 мая все активы завода перешли в собственность правительства Москвы. Спустя еще полмесяца ЗАО «Рено Россия» было переименовано в Московский автомобильный завод «Москвич». 

Перед новым руководством сразу встала одна основная проблема — что теперь здесь выпускать? «Рено» ушла, своих комплектующих нет. Нового «Москвича» тоже нет. Столичное руководство активно начало искать партнеров и вскоре таковые нашлись в Китае. Мэр Сергей Собянин заявил, что в декабре 2022 года завод «Москвич» откроется. Это случилось даже в ноябре. Тут начали производить автомобиль «Москвич 3». Такое название получила новая машина, которая собирается крупными узлами на основе китайского автомобиля Sehol X4 (или JAC JS4). Вскоре началась сборка и электрических кроссоверов «Москвич 3е». Они начали продаваться с середины января 2023 года. За первые четыре месяца удалось продать 35 таких автомобилей. 

Власти Москвы стараются находить предприятию заказчиков. Так, в июне текущего года стало известно, что компании «Яндекс. Такси» передано 560 автомобилей. К тому времени 200 из них уже работали на линии. Сергей Собянин озвучивал информацию, что всего завод должен поставить этому сервису 5 тысяч автомобилей, среди которых есть какая-то доля и «Москвича 3е». Также в течение года новостные порталы писали, что еще 3 тысячи «Москвичей» должно быть поставлено компаниям «Таксовичкоф» и «Ситимобил» примерно до конца года. 

Напомним, что прошедшим летом власти Москвы подписали договор о сотрудничестве с ПАО «КАМАЗ». Здесь речь прежде всего идет именно о тесной совместной работе татарстанского предприятия с «Москвичем».

В начале сентября была запущена серийная сборка седана «Москвич 6», который внешне является копией китайского JAC Sehol A5 Plus. А в последних числах октября на предприятии был полностью готов покрасочный цех, который станет звеном мелкоузловой сборки. Ее планируется запустить в начале следующего года.

Предприятие находится в стадии становления и на первых порах ему приходится нелегко. Еще и могут сказаться долги, а вернее неустойки, образовавшиеся после ухода «Рено». Совсем недавно Арбитражный суд Москвы вынес решение, по которому «Москвич» должен выплатить компании из Гонконга почти 2,6 млн евро. Азиаты делали для «Рено» оснастку. В законную силу решение пока не вступило, но к заводу предъявлены уже десятки исков. Пока что суды были на стороне предприятия. Отвергнуты или застряли иски со стороны таких компаний, как «Завод фрикционных термостойких материалов», «ДСК Пластик Омниум Инержи», «Мир упаковки» и других.

Тем не менее московские власти смотрят в будущее с оптимизмом. Заместитель руководителя департамента инвестиционной и промышленной политики города Анатолий Гарбузов заявил, что уже в следующем году завод выйдет на самоокупаемость, а производить он будет не только готовые авто, но и комплектующие для них. 

Вероятно, помочь «Москвичу выйти на самоокупаемость должна помочь деятельность не только в автомобильной сфере. На днях в телеграм-канале предприятия был анонсирован выпуск предприятием бытовой техники под своим брендом. Пока что опубликованы изображения только холодильника и кофеварки. И еще раньше было известно, что завод намерен выпускать свои зарядные станции. Основным заказчиком также должно стать столичное правительство. 

Что касается будущего, то в первой половине следующего года планируется запустить серийное производство модели кроссовера «Москвич 5» - ренбрендинга китайского Sehol X6 (он же JAC JS5). В конце 2024 года должен также появится кроссовер «Москвич 8» - JAC X8 Plus (он же Sehol X8 Plus). В планах завода начать выпуск до 2027 года еще трех автомобилей того же модельного ряда: «Москвич 2», «Москвич 5+» и «Москвич 5+ PHEV». До 2030 года на заводе рассчитывают разработать свои электрическую платформу-скейтборд, ДВС и электродвигатель. Пока же ждем отчета за год 2023. До его конца должно было быть выпущено почти 27 тысяч автомобилей, из которых 4,2 тысячи — электрические.