Войти в почту

Омский военный пенсионер восстановил два десятка раритетных автомобилей

В этом году ретромастер Михаил Засорин отметил юбилей деятельности. Двадцать лет - двадцать восстановленных старинных автомобилей. В каждую машину энтузиаст вдохнул вторую жизнь, превратив из груды ржавого железа в экземпляр, достойный самой престижной выставки. На днях на учет в ГИБДД он поставил очередной уникум - трофейный "Опель-Капитан" 1939 года выпуска.

Омский военный пенсионер восстановил два десятка раритетных автомобилей
© Российская Газета

Машине, которая помнит фронтовые дороги, в этом году стукнуло 84 года. Специалисты давным-давно поставили на ней крест как на неподлежащей восстановлению. В "живых" остались только коробка передач, отдельные части кузова, капота, дверей. Все остальное - труха.

- Но я загорелся. За плечами этих машин - великая история. И сейчас такие экземпляры можно по пальцам пересчитать, - пояснил корреспонденту "РГ" Михаил Засорин.

На конвейер "Опель-Капитан" немцы поставили в 1937-м и собрали 25 371 штук. Автомобили оснащали грузовым двигателем. Но накануне Великой Отечественной войны, в 1940-м, Гитлер отдал распоряжение закрыть производство легковушек - фронту требовались грузовики, и "распалять" моторы на иные цели было категорически запрещено.

Большая часть "капитанов" с войны не вернулась. То, что уцелело, после Победы попало в СССР в виде трофеев. Вывезти иномарку из побежденной Германии могли только высшие военные чины и Герои Советского Союза. У командиров рангом ниже генерала возможности были более скромные. Полковники, например, имели право на трофейный мотоцикл, подполковники и лейтенанты - аккордеон, оружие, картины, посуду.

История "Опель-Капитана", оказавшегося в Омске, покрыта мраком тайны.

- Лично я увидел его восемнадцать лет назад в районе поста ГАИ на Сыропятском тракте. Без номеров и в разобранном состоянии. Владелец запросил неподъемную сумму. И ретромобиль еще пятнадцать лет простоял в тупиках и на огородах, под дождями и сугробами. За это время растащили все, что можно, начиная от приборов до ручек и гаек. Три года назад хозяин, наконец, продал ее мне по цене металлолома, - рассказал Михаил Засорин.

Раритет пребывал в плачевном состоянии. Крылья и нижняя часть дверей полностью сгнили. Днище превратилось в ржавое решето. Восстанавливать все это мастеру пришлось по архивным фотографиям.

На все ушло более двух тысяч человеко-часов, что по самым скромным прейскурантам автосервиса соразмерно полумиллиону рублей. Но зато автомашина соответствует всем нормам, прошла техосмотр. Впрочем, как и все ретромобили Засорина.

Сейчас восстановление машин обходится недешево. Все стремительно дорожает. Только маляры за шпатлевку и покраску просят 250 тысяч рублей. Деталей на ретромобили не сыщешь днем с огнем. Повезло, что перед войной на Горьковском автозаводе на базе "Опеля" сделали "Победу". Та же подвеска по креплениям подошла идеально. За эти годы Михаил Кузьмич накопил горы ретро-железа, и это тоже помогает существенно экономить.

- Спасибо советскому автопрому за то, что, создавая собственные линейки автомобилей, многие агрегаты он заимствовал у зарубежных автостроителей. Например, коробка передач "Бьюика" - близнец коробки "Волги", задний мост - такой же, как у ЗИМа, - признает мастер. - Печка с классики "Жигулей" подходит практически ко всем маркам, даже к "Эмке", конструкция которой изначально не предполагала отопления.

Автомобили попадают к мастеру в разном состоянии.

- Как-то купил "Победу" 1957 года выпуска. Десять лет ржавела под открытым небом. Но завелась, - вспоминает Михаил Засорин. - Или та же "Эмка" 1936 года, которая верой и правдой служила Красной, Советской армии, потом в колхозе. Более шестидесяти лет колесила по нашим дорогам. Настоящий ветеран труда. Такие машины, конечно, пребывают не в лучшем виде, но восстановить их можно. Было бы желание.

В среднем на реанимацию одного автомобиля военный пенсионер тратит год. Но именно потому, что все умеет делать сам и не имеет возможности покупать оригинальные комплектующие за сумасшедшие деньги.

- Мой знакомый москвич восстанавливал "Опель-Капитан" семь лет. В лесах, где шли бои, откопал "донора". Детали выписал из ЮАР. Только за одно восьмиугольное стекло фары в классическом варианте отдал восемьсот евро. А их надо два. Я бы такие расходы никогда не осилил. Поэтому включаю голову и руки. А чтобы купить очередной полумертвый раритет, продаю одну из восстановленных машин, - делится опытом Михаил Кузьмич.

По словам мастера, окупаются только большие автомобили. За "Москвич-401" больше полумиллиона не дадут, а за оригинальный ГАЗ-М1 могут выложить в десять раз больше, хотя объем восстановительных работ практически одинаковый. В Омске охотников делать такие покупки практически нет. Поэтому увидеть машины из мастерской Засорина можно только в столичных частных коллекциях.

А еще - на городских выставках, праздниках, свадьбах, а также в фильмах. Уникальный "Опель-Адмирал", например, запечатлен в киноленте "Пять дней войны", ГАЗ-67 и "Эмка" - в "Подвиге генерала Карбышева". "Бьюик" крадется по следам "Черной кошки" в одно-именном фильме. В ленте "Покоривший космос" Андрей Туполев ездит на уникальной "Волге", восстановленной омским мастером.

Конечно, не все свои раритеты Засорин нашел в Омске. Например, за останками единственного в России "Доджа М Виктори" 1928 года ему пришлось ехать в Туву. За трофейным "Шевроле Флит Мастером" 1942 года - в Новосибирск. За "Доджем Д13" 1939 года - в Томск. Сегодня бывшая груда железа превратилась в очередной ретро-шедевр. Осталось только покрасить, зарегистрировать, заплатить семьдесят тысяч за страховку КАСКО. И можно на парад.

Выпускник СибАДИ, 29 лет прослуживший в инженерных войсках, знающий 1200 видов техники и вооружений, военный пенсионер-полковник даже не представляет свою жизнь без ежедневной любимой работы. И своей "21-й" "Волги", которую при выходе на пенсию ему подбросила судьба. Друг решил выкинуть полусгнивший раритет на свалку, а Кузьмич пожалел.