Юбилеи 2023: от Ford GT до «шестисотого» Mercedes-Benz
Прошедший 2023 год запомнился целой плеядой важных моделей, которые отметили круглые даты. Например, знаменитому Porsche Carrera GT исполнилось 20 лет, Aston Martin DB7 разменял 30 (а значит, официально стал янгтаймером). Volkswagen Passat и вовсе отпраздновал 50 и таким образом пополнил список настоящих олдтаймеров. Обо всех этих моделях мы писали в течение года — и каждый раз увлекались историями создания этих машин. Многие из них больше похожи на биографии киногероев, чем на сухие строки энциклопедий. Если вы что-то пропустили, будьте уверены: вы получите удовольствие от знакомства с этими статьями.
Ford GT
Американское подразделение Ford встретило XXI век в статусе серьезного эксперта по внедорожникам и пикапам. С быстроходной техникой дела обстояли довольно скромно: похвастаться можно было разве что мускулистым Mustang SVT Cobra с 32-клапанной «восьмеркой» объемом 4,6 литра. Все изменилось в одночасье, когда компания сначала построила концепт GT по мотивам легендарного ле-мановского триумфатора из шестидесятых годов, а затем торжественно запустила его в серию.
«Джи-ти» достоин считаться одним из лучших представителей стиля неоретро. А еще он здорово подтянул имидж бренда и заставил скептиков ассоциировать Ford не только с «Фокусами» и прочими массовыми моделями. На первый взгляд, получился идеальный петролхедский автомобиль, однако в бочке меда хватило дегтя. Читайте обо всех перипетиях рождения суперкара в подробном подробном рассказе.
«Рай на Земле»: забытый концепт Ford GT90
Редкие фотографии из архива Ford: как рождался Mustang четвёртого поколения
Герои вчерашних дней: забытые спорткары Ford
Ford Mustang II
Среди «Мустангов» уродец второго поколения едва ли не самый ненавидимый. Действительно, за что его любить? Страшный как постапокалиптический мир, вялый, словно осенняя трава и совершенно не похожий на могучих свирепых предков. А если мы скажем вам, что культовый оригинальный Mustang под занавес выпуска извратил первоначальную идею, а его преемник — это в некотором смысле возврат к истокам и маленький шедевр?
Полувековой юбилей — отличный повод пролить свет на истинную природу противоречивого пони-кара и заодно ответить на главный вопрос: так ли ужасен Mustang II, как принято считать? Спойлер: все гораздо интереснее, чем кажется на первый взгляд!
Chevrolet Corvette
День рождения великого «Корвета» — это серьезно! Шутка ли, главный спорткар Америки и one love многих поколений пережил Dodge Viper и вышел на принципиально новый уровень благодаря среднемоторной компоновке. При всём этом рождался оригинальный Corvette непросто и имел все шансы быть преданным забвению вскоре после дебюта…
Модель 1953 года страдала «детскими болезнями», не предоставляла особенного выбора покупателям в плане оснащения и вдобавок выглядела довольно странно на фоне тогдашних «Шевроле» с их пенсионерским имиджем. А еще Corvette плохо продавался, и General Motors собиралась саморучно растереть его в пыль как результат неудачного эксперимента. Но тут новинке помог… Ford. Заинтригованы?
Cреднемоторные «Корветы»? Было такое!
Jeep Cherokee
Старый добрый «чирок-кирпич» мелковат на фоне типичных американских внедорожников, весьма хорош с технической точки зрения, обладает завидной геометрической проходимостью и вдобавок говорит с едва заметным французским акцентом.
История одного из самых знаменитых имен в мире оффроуда напоминает ящик с двойным дном. У всех на виду четырехлитровая рядная «шестерка» и постоянный полный привод. В тени известных фактов волевые конструкторские и маркетинговые решения. Обо всем этом — по ссылке.
Peugeot 205
Когда фанат автомобилей слышит про «Пежо 205», то обычно мечтательно жмурится и вспоминает спортивную модификацию GTI или грозный ралли-кар группы B, который походил на серийную машину только очертаниями. Между тем, самый обычный «двести пятый» достоин не меньшего почета и уважения, ведь именно он вытащил компанию из тяжелого кризиса.
По иронии судьбы едва не погубивший Peugeot европейский филиал Chrysler принял участие в создании компактного семейства. Что 205 привнес в сегмент, каким чудом умудрился в общей сложности здравствовать полтора десятилетия и почему его салон называют «вертолетный кокпит»? Все ответы — в нашем подробном материале.
Aston Martin DB7
Автомобиль, разработанный на деньги Ford, при участии инжинирингового центра TWR (Tom Walkinshaw Racing), с использованием ягуаровской платформы и задних фонарей Mazda 323F… Как вам родословная? А ведь речь идет не о ширпотребе, которому перепало с барского плеча, а о благородном сэре Aston Martin DB7! Он родился в сложные времена, но оказался баловнем судьбы — появлению благоволили обстоятельства и его величество случай. Символично, что гран-турер выступил с совершенно новой стилистикой и указал своим последователям направление классного дизайна.
Мы основательно углубились в историю создания Aston Martin DB7 и нам есть, что рассказать! Кстати, самой марке Aston Martin исполнилось 110 лет, и эту дату мы тоже отметили.
Porsche Carrera GT
В среде петролхедов сформировалось неоднозначное отношение к среднемоторному суперкару. Он завораживает внешним видом, гоночной анатомией и пронзительным воплем десятицилиндрового мотора. Его же иногда считают главным виновником гибели актера Пола Уокера, сыгравшего одну из главных ролей в «Форсаже». Вообще за Carrera GT закрепилась репутация необузданного монстра, который только и ждет момента, чтобы прикончить нерасторопного водителя. Но так ли это на самом деле?
В целом, страхи появились не на пустом месте. «Порше» — отнюдь не паинька и в предсерийном виде даже умудрился напугать легендарного гонщика Вальтера Рёрля. Но диковатый характер — не баг, а фича. Именно такой машину задумывалась, а миф о ее безумии попытались развеять американские журналисты-испытатели. Все подробности — в посвященном 20-летнему юбилею Carrera GT материале.
Крутые и неизвестные универсалы Porsche
Трудные роды Porsche Cayenne: неизвестные подробности
Porsche 928: свой среди чужих, чужой среди своих
Mercedes-Benz SL (W113)
История среднестатистического «Мерседеса» — это идеальный сюжет в духе «жила-была принцесса…». Хотя, без исключений из правил не обошлось, и отличный тому пример — гран-турер SL по прозвищу «Пагода». Начнем с того, что он стал первым шедевром знакового художника Поля Брака в стане штутгартской марки. Интересно, что сперва на скетчах получался автомобиль со сложной пластикой и массивностью, а затем как по мановению волшебной палочки вышел лаконичный и минималистичный дизайн.
«Пагодой» SL прозвали за катастрофическую с точки зрения аэродинамики крышу характерной вдавленной к центру формы. А еще он удивлял сравнительно немалым весом и превосходным комфортом. О соперничестве с Porsche и Jaguar речи не шло. Напротив, автомобиль представлял собой трактовку спорткара по-мерседесовски и оказался своего рода дорожной картой для своих наследников вплоть до наших дней.
Mercedes-Benz 600 (W100) Grosser
Так уж получилось, что для нескольких поколений отечественных владельцев «шестисотый Мерседес» — это флагманский S-Class W140. Но славное имя гораздо старше, чем многие подозревают. Его обладатель появился 60 лет назад и переписал стандарты для больших роскошных седанов с трехлучевой звездой. Вот лишь несколько фактов: в сравнении с предшественником W189 Adenauer длина стандартного Grosser выросла на 260 мм, а масса — на колоссальные 650 кг!
С порога «Гроссер» сражает величественным, скупым на деталировку и навязчивые американизмы дизайном. За строгой эстетикой скрывается умопомрачительный по меркам шестидесятых инжиниринг. Мерседесовцы так отчаянно старались создать лучший в мире автомобиль, что спроектировали дорогущую гидравлическую сервосистему для привода всего и вся — дверных стекол, люка, крышки багажника, воздуховодов системы отопления и вентиляции, регулировки сидений и дверных замков. Об этом и многом другом — в увлекательном материале об этом великом автомобиле.
Младшему сорок: история Mercedes-Benz 190
Maybach: хроника грандиозного провала
50 лет первому настоящему S-Классу
Buick Riviera
За голливудским флером и импозантностью «Ривьеры» первого поколения скрывается слегка шокирующая правда: оказывается, большое персональное купе задумывалось как нечто среднее между Ferrari и Rolls-Royce. Если компании и удалось выполнить поставленную задачу, то только с поправкой на исконно американские взгляды и вкусы. Зато большое персональное купе как минимум не уступало с точки зрения дизайна фордовскому Thunderbird и действительно тяготело к европейской аристократии.
Другой любопытный факт: Riviera могла примерить шильдики Cadillac и Chevrolet. Увы, не сложилось, и проект в сжатые сроки реализовала марка Buick, которая остро нуждалась в новинке. Мы постарались пролить на свет на все тонкости и нюансы «Ривьеры» и выудили массу занятных фактов. Кстати, если уж вспоминать роскошные американские купе, непременно стоит упомянуть и Lincoln Mark VIII, которому в 2023-м году исполнилось 30 лет.
Alfa Romeo Arna
Не каждая «Альфа» нашла отклик в сердцах ценителей эмоциональных двигателей и вовлекающих ездовых свойств. Хэтчбек Arna, который в этом году отмечает 40-летие, считается гадким утенком и паршивой овцой в семье. А все потому, что кузов и другие решения позаимствованы у… Nissan Pulsar.
Как так вышло, что компания с вековыми традициями и собственными представлениями об идеальной конструкции обратилась за помощью к японцам, и что к этому привело? Все подробности в нашем историческом расследовании.
Citroen Activa
А еще в этом году отмечали юбилей разные крутые концепт-кары. Например, мы вспомнили про экстравагантную «Активу». Не путать с йогуртом с созвучным названием — речь про машину не от мира сего. Взять, например, дизайн. Выглядит как купе, но в действительности — седан с открывающимися против движения задними дверьми (они же suicide doors).
Но постойте, мы же говорим про Citroen! Значит, магия внешности — это лишь верхушка айсберга. Внутри скрываются такие безумные по меркам восьмидесятых годов решения, что остается только ахнуть и всплеснуть руками. Что же такого французы запрятали в Activa? Читайте и узнаете!
Амбиции и крах роторных Ситроенов
Могли, но не сумели: Citroen C6
Великолепному Citroen SM — 50!
Разумеется, это не все юбиляры года. Где, например, упомянутый в самом начале Volkswagen Passat? Для разнообразия мы рассказали не историю его создания, а самые интересные вехи, через которые прошел путь модели длиной в 50 лет. На тот же манер мы отметили и 60-летие Lamborghini. А с Audi TT, разменявшей четверть века, мы и вовсе попрощались. Жаль, и всё таки прошлое мы с благодарностью отпускаем. И с надеждой смотрим в будущее. /m
P.S. Все материалы об автомобилях-юбилярах мы собрали вот здесь. Почитать о других итогах года можно здесь. Мы подготовили эти подборки, чтобы вы не пропустили самое интересное. Особенно сейчас, когда на каникулах есть время для увлекательного чтива.
Автомобильная история: лучшее за год