Войти в почту

Забытая мелодия для автомобильного завода

Автомобильная история — это не только коммерческие успехи и прорывные разработки или напротив, громкие провалы и потерянные миллиарды. Но и бесконечное количество никому не известных проектов, которые по тем или причинам ушли «в стол». Например, были сочтены чересчур рисковыми, оказались неудачными... или просто появились не вовремя. За прошедший год мы на «Моторе» выпустили немало статей о забытых разработках — и в новогодние праздники предлагаем вашему вниманию десять самых интересных материалов.

Забытая мелодия для автомобильного завода
© Motor.ru

Роторные «Ситроены», не ставшие серийными (к счастью)

© Aguttes.com

В 60-е годы роторно-поршневой двигатель казался прорывом в будущее. Разработки, которые вёл немецкий инженер Феликс Ванкель ещё с тридцатых годов, наконец-то дали плоды: его агрегат получился компактным, лёгким, мощным и очень простым. От традицинных конструкций он отличался минимальным количеством движущихся деталей и отсутствием клапанного механизма. Лицензии на его производство купили большинство крупных автостроительных компаний. Одной из них был Citroën, собиравшийся оснащать инновационными двигателями большинство своих новых моделей. Первым в 1973 году в серию запустили среднеразмерный Citroën GS Birotor, но... вскоре французы сделали всё, чтобы стереть эту машину из истории. Интересно, как это вышло? Читайте статью Михаила Конончука!

W10: загадочный двигатель Volkswagen

© GDM Motors

Двигатели экзотической W-конфигурации — уникальная черта автомобилей концерна Volkswagen. Их внедрили в начале нулевых по инициативе легендарного главы компании Фердинанда Пиеха: в те годы концерн под его руководством переживал пик могущества, и радикальные конструкции появлялись одна за другой. Большинство наших читателей наверняка слышали про двигатели W12 под капотом провального Volkswagen Phaeton, на флагманских Audi A8 и особенно на новых моделях Bentley, разработанных после покупки английской марки немецким концерном. Петролхеды в курсе существования мелкосерийного Volkswagen Passat W8. А те, кто интересуется суперкарами, упомянут монстроподобный агрегат W16 с четырьмя турбинами на Bugatti Veyron и Chiron, которые долгое время удерживали звание самых скоростных автомобилей в мире. А в этом году случайно выяснилось, что мотористы Volkswagen работали над конфигурацией W10, так и не пошедшей в серию. Обрывки данных об этом проекте сопоставлял в своей статье Василий Костин.

Лимузин для генсека Горбачёва

© ПриветТачка

Восьмидесятые годы были странным временем для советского автопрома. Были запущены в серию новые переднеприводные легковые машины — как ВАЗ-2108 и 2109, Москвич-2141 и ЗАЗ-1102 Таврия. Но ещё больше проектов так и не дошло до серийного воплощения. Возможно, самый впечатляющий из них — вот этот роскошный ЗИЛ-4102. Напомним, что московский завод помимо грузовиков традиционно выпускал ещё и легковые автомобили для высшей партийной элиты. И уже к началу 80-х его продукция изрядно устарела. Например, лимузин ЗИЛ-41047, на котором передвигался новый генсек Михаил Горбачёв, был лишь немного обновлённым вариантом модели 4104 образца 1978 года — который, в свою очередь, не сильно отличался от ЗИЛ-114 1967 года. К концу 80-х завод ЗИЛ разработал им на замену совершенно новый автомобиль — более современный и лаконичный внешне, не столь огромных размеров, с несущим кузовом и независимой подвеской всех колёс. До распада советского союза успели собрать всего два опытных образца... Алексей Жутиков записал ролик про этот уникальный автомобиль.

Английский двигатель под капотом «Самары»

© Из личного архива Нила Батлера / Neil Butler archive

В начале 90-х годов, когда у россиян открылся доступ к зарубежному автопрому, в страну хлынули иномарки... Но не только: целый ряд небольших компаний занялись установкой иностранных моторов под капоты отечественных машин. Это и дизели Peugeot на «Ниву», мощные бензиновые V8 Rover на «Волгу», V6 Toyota на УАЗ и «Волгу», дизели Perkins и Andoria на «Газель»... Нам было известно более десятка подобных проектов. А вот об этой машине мы впервые узнали лишь недавно, из воспоминаний английского инженера Нила Батлера. Оказывается, сотрудник компании Rover занимался адаптацией 16-клапанного мотора Rover K-серии на Ладу Самару — задолго до того, как нам стал доступен родной вазовский «шеснарь».

Очень странный советский вездеход с 26 колёсами

© ПриветТачка

Шуток про наши русские дорог-направления перешучено на триста лет вперёд, и они ещё долго останутся актуальными. А где нет дорог, там обязательно понадобится техника повышенной проходимости. За прошедшие годы у нас на «Моторе» не раз выходили материалы про интересные внедорожники: шестиколёсные УАЗы, не ставшие серийными варианты «Нивы», разнообразные армейские внедорожники нетрадиционных конструкций, многочисленные родственники ГАЗ-69 и УАЗ-469 и многоколёсные монстры родом из СССР. Но такого мы ещё не видели: Илья Фролов снял репортаж про очень странный экспериментальный вездеход завода «ЗИЛ» с 26 колёсами. Он был предназначен для самых глухих и непроходимых уголков нашей страны, но... что-то пошло не так.

Мерседесы, сделавшие нашу жизнь безопаснее

Энергопоглощающие секции в кузове, брусья в дверях, травмобезопасные подголовники, подушки безопасности, преднатяжители ремней — в наши дни эти технологии пассивной безопасности используются повсеместно. Большинство водителей даже не задумываются об их наличии! Но для этого автопром с пятидесятых годов прошлого века прошёл огромный путь: анализ статистики аварий, теоретические выкладки, смелые гипотезы, натурные испытания... Важной вехой на этом пути была разработанная компанией Daimler-Benz серия исследовательских автомобилей Mercedes ESF (Experimaental-Sicherheits-Fahrzeugen). Сейчас об этих машинах вспомнят разве что специалисты, но своё место в мерседесовском музее они занимают заслуженно!

Кабриолет, который был не нужен Volvo

На протяжении десятилетий марка Volvo ассоциировалась с очень консервативными заднеприводными «чемоданами на колёсах». Но в 1986 году шведская марка выпустила совершенно иной автомобиль: модель 480 — небольшой, очень эффектный хэтчбек эксцентричного дизайна. Но мало кто знает, что на основе этой трёхдверки был создан ещё и кабриолет. Который был готов к серийному производству, но... обстоятельства распорядились иначе. Так что до нашего времени дошло лишь несколько прототипов, которые не стали уничтожать. Подробности этой забытой истории — в статье Василия Костина.

Нерожденные Lamborghini

Итальянская марка славится своим эпатажным дизайном. Каждый суперкар, несущий фамилию промышленника Ферручио Ламборгини — настоящий экстраверт, и словно кричит всем вокруг: смотрите, мой хозяин богат и знаменит! Вот только это не гарантировало финансовой стабильности: были времена, когда компания шла от банкротства к банкротству, а владельцы менялись один за другим. Драматическая история оставила за собой целый шлейф нереализованных проектов — о которых мы и рассказали в подробной статье.

Крутые концепты и кастомы Lamborghini

Браво, Bravo!

Lamborghini Countach возвращается

Это не Matiz: откуда вам знаком Fiat Lucciola?

Знаете, что роднит итальянского индустриального гиганта FIAT, его хитовый микроавтомобильчик Fiat 500, дизайнерский дом ItalDesign великого Джорджетто Джуджаро, корейский автопром и московский фаст-фуд? Тогда вам надо обязательно прочесть запутанную историю прелестного концепт-кара Fiat Cinquecento Lucciola! Сюжетных поворотов там не меньше, чем в латиноамериканских сериалах. А итоговая развязка куда ближе к нашей жизни, чем можно ожидать.

Citroen Activa: концепт как предсказание

Активное шасси с регулируемым клиренсом и переменной жёсткостью подвески, активными стабилизаторами, полным приводом и рулевым управлением «по проводам», где руль-штурвал не имеет механической связи с колёсами, а поворачиваются все четыре колеса. Звучит как описание какого-то навороченного автомобиля из нашего времени... Но всё это относится к концепт-кару Citroen Activa 35-летней давности — который был не просто шоу-каром, а полностью функциональным образцом. Причём большинство технологий собирались внедрять в серийное производство! Подробности о разработке, опередившей своё время на добрые тридцать лет — в замечательной статье Михаила Конончука. /m

P.S. По итогам 2023 года (как и любого другого) мы подготовили несколько тематических подборок, подобных этой. Найти их все можно здесь.

Юбилеи 2023: от Ford GT до «шестисотого» Mercedes-Benz

Автомобильная история: лучшее за год

Итоги 2023: лучшие тест-драйвы Мотора