Войти в почту

«Машину Брежнева нашел в ауле»: подполковник в отставке рассказал об уникальной коллекции милицейских машин

В гараже ветерана отдела по борьбе с экономическими преступлениями столичного УВД по Южному административному округу подполковника полиции в отставке Антона Скиба — 20 милицейских машин. Собирать их начал еще его отец. «Вечерняя Москва» узнала подробности из первых уст.

«Машину Брежнева нашел в ауле»: подполковник в отставке рассказал об уникальной коллекции милицейских машин
© Вечерняя Москва

История коллекции началась с увлечения отца Антона Скиба — Василия Викторовича.

— Мой дед работал автослесарем в таксомоторном парке города Алма-Аты в Казахстане (семья переехала в Москву в 1990-е годы. — «ВМ»), поэтому папа часто помогал ему ремонтировать машины, — вспоминает Антон. — А потом по комсомольской путевке он пришел работать в Государственную автомобильную инспекцию, где нужны были сотрудники, хорошо знающие технику.

Василий Скиба попал на работу в МВД практически случайно, но отдал этой службе 35 лет. По роду своей деятельности он бывал во многих аулах и видел, что там сохранилась ретротехника. Например, свой первый старинный автомобиль «Хорьх 930» («Horch 930») мужчина выменял у чабана (пастуха овец. — «ВМ») одного из алма-атинских аулов. Тот перевозил на старом автомобиле мелкий рогатый скот и сено.

— Состояние грузовичка было никакое, и он чуть не разваливался, а у чабана не было денег отремонтировать, — вспоминает Антон. — Поэтому чабан был только рад, когда отец предложил обмен: за старую рухлядь отдал новый холодильник.

А вот уже дома стал искать детали и ремонтировать «Horch 930». С него и началась коллекция ретроавтомобилей.

Антон Скиба вспоминает, что в другом ауле отец во дворе дома случайно увидел полуторку ГАЗ-АА, на которой работали сотрудники НКВД до Великой Отечественной войны. Он сразу пошел к хозяину. Оказалось, что тот служил в НКВД и был шофером на этой полуторке. А когда автомобиль списывал, стало жалко — заикнулся об этом руководству. И чекисту разрешили забрать технику домой. Мужчина теплил надежду его оформить, но в те времена гражданам СССР не разрешали оформлять бывшую служебную технику. Поэтому он поставил ГАЗ-АА под окнами дома, и за несколько десятилетий перед ним выросло дерево.

— Когда хозяину предложили выкупить технику, он также был доволен, так как нужно было освободить двор. Правда, сложность заключалась в том, как забрать авто — мешало дерево. Пришлось его спиливать, — говорит Антон.

В советские времена на многие товары был дефицит, и лучшим сотрудникам выдавали талоны на новые вещи.

— Как-то отец получил новый холодильник, но сразу же поменял его на новую редкую фару от ретроавтомобиля — такие уже не выпускали, поэтому трудно было достать, — продолжает Антон. — Когда мать узнала об этом, был огромный скандал.

Интересна история еще одной находки: в коллекции есть автомобиль ЗИС-110 (назван в честь производителя — Завод имени Сталина), на котором ездил Леонид Ильич Брежнев, когда работал вторым секретарем ЦК Компартии Казахстана в 1954 году. Этот автомобиль потом списали, и каким-то чудом он оказался в хозяйстве чабана в одном из ближайших аулов.

— Отец выяснил, что именно на этом автомобиле ездил будущий Генеральный секретарь ЦК КПСС и Председатель Верховного Совета СССР, поэтому долго охотился за ним, — продолжает Антон. — Но чабан использовал этот автомобиль в хозяйстве, и условием для сделки был обмен на грузовик.

Василий Скиба тогда стал искать полуторку, вскоре купил ее с рук и обменял на заветный ЗИС-110.

А в свободное от службы время Василий Викторович продолжал поиск и реставрацию старинных автомобилей и мотоциклов и вскоре открыл в Алма-Ате первый на территории СНГ частный музей автомототехники Retro Car.

— Помню, как в 1999 году его посетил известный актер Владимир Толоконников, сыгравший Шарикова в популярном фильме «Собачье сердце», — добавляет Антон.

Когда в 2020 году Василий Скиба умер от последствий коронавируса, сыновья сначала не знали, что делать с коллекцией.

— До прошлого года я был сотрудником МВД, не было времени уделять внимание коллекции. А сейчас, когда сам стал пенсионером, чаще бываю в гараже, — делится Антон. — Но порой верчу какую-нибудь деталь и не пойму, что это. Но у отца осталась очень большая техническая библиотека, которую я начал штудировать и, думаю, освою ее, чтобы продолжать популяризацию старинной техники.

СПРАВКА

Госавтоинспекция создана 3 июля 1936 года, когда Совнарком СССР утвердил Положение о ГАИ. Его основными задачами стали борьба с аварийностью, разработка технических норм эксплуатации транспорта и его учет.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Юрий Безруков, директор Музея ГИБДД МВД России:

— Я хорошо знал Василия Викторовича Скиба. Сейчас его хобби подхватил сын, также ветеран Министерства внутренних дел России, подполковник полиции в отставке Антон Скиба. Он предоставил в экспозицию нашего музея три автомобиля: ГАЗ-21, ГАЗ-24 1980 года выпуска и «Москвич-400» 1950 года выпуска.

Ценные экземпляры

Первые ласточки. В 2006 году Василий Скиба с представителями Центрального аппарата ГИБДД и Федеральной службы охраны на Красной площади провели выставку старинных милицейских автомобилей и мотоциклов, посвященную 70-летию ГИБДД. К выставке были отреставрированы автомобили ГАЗ-21 «Волга» и «Москвич-400», а также мотоциклы «ИЖ» и «Урал». Именно после этого мероприятия многие россияне стали интересоваться ретротехникой, появились энтузиасты в МЧС.И мотоциклы тоже. К 80-летию ГАИ в коллекции Скиба насчитывалось уже 4 мотоцикла и 9 автомобилей специального назначения, в том числе два ГАЗ-21 (желтого и синего цвета), ГАЗ-24, ВАЗ2101, ВАЗ-2103, «Москвич-400», «Мерседес Бенц W116», РАФ-22031 и другие.