Мотор – 2023: выбор редакции
Подводя самые разнообразные итоги года, мы традиционно публикуем подборку материалов по выбору редакции. Они могут быть не самыми популярными и не самыми злободневными — возможно, это вообще не те материалы, за которыми люди впервые приходят на «Мотор», но определенно те, ради которых возвращаются. И вот вам дюжина «рекомендаций от шефа» за 2023 год.
Как обычно, сначала мы опубликовали список из десяти самых популярных материалов прошедшего года, а потом составили свою подборку без оглядки на число просмотров. И вот что у нас получилось.
Понять масштаб китайского автомобильного бума
В своей объемной авторской колонке Дмитрий Ласьков поставил вопрос ребром: зачем миру столько китайских машин и как в них разобраться? А потом честно попытался оценить, насколько на самом деле велик айсберг автомобильной индустрии Китая. Не уверены, что требует большей храбрости: погрузиться на нужную для анализа глубину или вынырнуть и продолжать жить по-прежнему…
«Спрос в абсолютных цифрах — сумасшедший: в месяц продаётся по 2 миллиона машин. Даже в ковидный период годовые продажи в Китае превышали российские в 16 раз при разнице в населении в 10. Вычерпывать этот бездонный рынок бросились десятки государственных и частных концернов и сотни стартапов» Признаём: любая картинка китайского автомобильного рынка устаревает со скоростью звука. И тем не менее понять его поможет этот материал.
Захватывающее расследование… о минивэнах
Минивэн — это тот самый «просто автомобиль», который купит ваш практичный сосед, но точно не вы. Они будто существовали всегда, ведь их наверняка изобрели ещё до того, как открыли способность автомобиля приносить удовольствие…
Последний тезис — наглая ложь, ведь автомобиль и связанные с ним удовольствия родились одновременно. А вот минивэны — явление сравнительно молодое и вроде бы хорошо изученное. Тем не менее, Михаил Конончук сопоставил несколько малоизвестных фактов и нашел такие совпадения, что один одиозный телеведущий воскликнул бы «не думаю!», а уважающий себя следователь просто не поверил бы.
Конструктор самого дорогого Ferrari
В мае на 97-м году жизни скончался Джотто Биззаррини — инженер, который приложил руку к культовым Ferrari и Lamborghini. Невиданное дело: Биззаррини вошёл в историю и как моторист, и как специалист по аэродинамике. Сегодня гоночные Ferrari, разработанные итальянцем, стоят десятки миллионов долларов, а двигатель Lamborghini V12 устанавливался на суперкары из Санта-Агата-Болоньезе почти 60 лет!
Несмотря на прорывные инженерные решения, карьера Джотто Биззаррини не задалась ни в Ferrari, ни в Lamborghini. Производство спорткаров под собственной маркой тоже завершилось провалом. О том, чего не хватило талантливому конструктору, чтобы стать легендой итальянского автопрома — в материале Василия Костина. Кстати, марка Bizzarrini вскоре возродится.
Заметим, что о самых важных «автомобильных» людях мы рассказываем в необъявленной рубрике Персона (её нет в меню, и доступна она лишь по тэгу). Например, в ушедшем году мы писали об известных актерах в автоспорте и разглядывали машины обладателей «Оскара». А еще написали о человеке, который прожил свою жизнь так, что статья о нем просто обязана быть на «Моторе». Она и продолжает наш список.
Стив МакКуин и его любовь к автомобилям
Актер, авто- и мотогонщик, плейбой. Стив МакКуин ушёл из жизни в 1980-м, но его вклад в киноиндустрию не померк до сих пор. Чего стоит боевик «Буллит», на десятилетия задавший стандарты в постановке автомобильных трюков. Водительские навыки МакКуина впечатляли даже профессиональных гонщиков: по общему мнению, киноактёр мог бы добиться успеха на треке, если бы начал заниматься автоспортом чуть раньше.
Провести детство в интернате для трудных подростков, пойти в морскую пехоту, оплатить армейским жалованием курсы актерского мастерства, по будням играть в театре, а по выходным выходить на старт мотогонок — попасть в голливудские звезды по такой дорожке мог только он. Материал Михаила Медведева о Стиве МакКуине пополнил список программных текстов «Мотора».
Что такое Тройная корона автоспорта?
И уж если говорить о «программных текстах», то следующий материал подробно объясняет понятие Тройной короны автоспорта. Правила кольцевых автогонок усложняются год от года: сильнее всего распух талмуд в Формуле-1, но и другие соревнования под эгидой FIA не отстают. Тем удивительнее: помимо официальных зачётов чемпионатов есть статистика, не подотчётная спортивным чиновникам, но почитаемая и болельщиками, и самими спортсменами. Что же может увлечь пилотов Формулы-1 помимо чемпионского титула?
Высочайшее личное достижение в мире кольцевых гонок называют Тройной короной. Чтобы её получить, нужно победить в «Инди-500», 24 часах Ле-Мана и Гран-при Монако. Автора единственного в мире хет-трика давно нет с нами, а его рекорд держится более полувека! Кто из действующих гонщиков может взять Тройную корону и почему выбраны именно эти соревнования, объясняем в нашем обзоре.
Десять ответов на нестыдные вопросы про Нюрбургринг
Беспредельщики: вспоминаем безумные машины Группы 5
The ICE: конкурсы элегантности теперь бывают и такими
Движение — это жизнь. В том числе для классических автомобилей, даже очень дорогих и редких. Лучше промчать по чистому снегу, чем вечно томиться в частной коллекции. Идея мероприятия The ICE (International Concours of Elegance) появилась еще в 1985 году, когда в Санкт-Мориц пожаловали британцы на винтажных Bentley, чтобы отпраздновать столетие местной санной трассы Креста-Ран. Их увидел юный Марко Макаусу — и навсегда запомнил увиденное. Много лет спустя, уже будучи организатором современной версии Mille Miglia, он сумел воплотить мечту об автомобильном фестивале посреди горнолыжного курорта.
Эта галерея полна настоящих автомобильных сокровищ. Уже мечтаете там побывать? Мы тоже! Про такое никто не сможет сказать «не айс»! И хотя самые интересные зарубежные мероприятия мы теперь наблюдаем удаленно, делать интересные репортажи не перестаем. Например, вот здесь мы собрали бесценные экспонаты конкурса элегнтности Вилла д'Эсте, а вот здесь пересчитывали поврежденные раритеты Фестиваля скорости в Гудвуде.
E28, E34, E39: в бой идут легенды
В год мы выпускаем более 10 тысяч новостей и около 400 статей, галерей и видеороликов. И хотя нам самим было сложно выбрать из них дюжину, мы понимаем: для многих наших читателей главный материал года совершенно очевиден. Вы ведь этого хотели! С помощью ребят из Autobnb.ru Дмитрий Ласьков с особой тщательностью запротоколировал встречу трех легендарных поколений «пятерки» и перевел гигатонны живых впечатлений в ёмкий, понятный и достаточно эмоциональный рассказ. Если вы вдруг пропустили этот материал, то мы за вас рады: знакомство с ним вам только предстоит.
Заметим, что в ушедшем году мы выпустили множество интересных материалов в разных жанрах — как тест-драйвов, так и исторических лонгридов, но не каждый раз эти форматы удаётся совместить.
Итоги 2023: лучшие тест-драйвы Мотора
Автомобильная история: лучшее за год
Юбилеи 2023: от Ford GT до «шестисотого» Mercedes-Benz
Чужие детали на суперкарах
Техническое обслуживание и ремонт суперкаров влетают в копеечку: комплект шин для Lamborghini LM-002 нужно заказывать на заводе Pirelli, за замену сцепления на Ferrari F50 возьмётся не каждый официальный дилер, а на плановое ТО Bugatti Veyron может уйти полмиллиона долларов. Однако есть на сверхдорогих моделях и дешевые компоненты: экономить на производстве вынуждены все!
В нашей подборке комплектующие, о которых не напишут в пресс-релизах. Какая светотехника от «Фокуса» подойдёт на Lamborghini Murcielago, почему Pagani Zonda не портят запчасти от Lancia, в чём унификация Koenigsegg CCR и роторной Mazda, а также свежие примеры того, как Ferrari не брезгует мелочёвкой от FIAT и Alfa Romeo.
Умереть дважды: как Saab упустил возможность стать шведским Zeekr
Автомобильный Saab исчезла ещё в 2011 году, но мало кто знает, что у харизматичной марки был шанс на перерождение, да ещё и в перспективном формате производителя электромобилей! О проекте NEVS Emily GT стало известно постфактум: когда стало ясно, что будущего у спортседана нет. История несостоявшейся реинкарнации Saab поучительна, а масштаб работ, проделанных за девять месяцев, впечатляет.
Прототипы NEVC получились настолько добротными, что их даже дали на тест-драйв журналистам, а характеристиками электромобиля удалось впечатлить самого Кристиана фон Кёнигсегга. И всё-таки экс-Saab не удалось стать шведским Zeekr: что сгубило NEVC, и почему шансы на серийное воплощение Emily GT стремятся к нулю — ответы в нашем лонгриде.
Отличить реальную историю от проделок нейросети
В прошедшем году нейросеть Midjourney стала таким же инструментом иллюстраторов, как графический планшет или Фотошоп. Побаловались с нею и мы. Михаил Конончук придумал серию из трех «угадаек».
В первой нужно было «просто» отличить китайскую новинку от рисунка нейросети. Во второй — понять, где выдумка искусственного интеллекта, а где реальный автомобиль, пусть и очень странный. Ну а в третьей части требовалось отличить сюжеты с реальными историческими персонажами и не менее реальными автомобилями от событий, которые ну никак не могли произойти — и визуализированы лишь с помощью AI. Заметим, последнее было непросто: иногда факты удивительнее выдумки.
Могли, но не сумели: Volkswagen Phaeton
Помяните наше слово: мало какая эпоха породила столько молодой классики, как рубеж тысячелетий. Многие автомобили, запущенные на крыльях смелых идей, так и не взлетели. Попробуйте сейчас просто взять и купить Renault Avantime, Isuzu Vehi Cross или Audi A2… То-то же! Уже пора искать сохранные Mercedes CLS и Smart Roadster. Ну или Volkswagen Phaeton. Возможно, у него и не было шансов, но автомобилем он был выдающимся.
«Как и многие знаковые проекты группы Volkswagen начала нулевых (возьмите хоть Bugatti Veyron, хоть Audi R8), Phaeton создавался с минимальной оглядкой на бюджет и с технической экспертизой космического масштаба. Инженеры Фольксвагена, если предельно упрощать, пытались сотворить лучший представительский седан своего времени» — пишет Михаил Медведев. Кажется, немцам было вообще всё равно, что люксовый седан с эмблемой Volkswagen миру просто не нужен. Именно для таких моделей мы и завели рубрику «Могли, но не сумели», которая в 2023 году пополнилась несколькими достойными машинами (которые рынок, в отличие от нас, не оценил).
Alfa Romeo 159: на таких не женятся
Могли, но не сумели: Citroen C6
Могли, но не сумели: Mercedes R-Class
Японские подделки под Ниву и Буханку
Эта история начинается как сказка. Ну или анекдот. Недалеко от Токио небольшое ателье переделывает японские малолитражки под Лады, Нивы и Буханки. Без преувеличения, сотни японцев в ясном уме и твердой памяти платят миллионы йен, чтобы их Subaru и Хонды стали напоминать изделия Ульяновского автомобильного завода.
Кто же всем этим занимается, как такая конверсия выглядит и сколько стоит? Илья Фролов решил во всём этом разобраться. /m
P.S. Окинуть взглядом другие итоги года можно здесь.
Лучшее за год-2022: выбор редакции
Десять самых популярных материалов «Мотора» в 2023 году
Лучшие материалы года на «Моторе»: выбор редакции