Войти в почту

Макет как машина времени – можно заглянуть в будущее, можно увидеть прошлое

Макеты, особенно военной техники – это ни в коем случае не игрушки. Они наравне с оригиналами могут принимать участие в боевых действиях, не говоря уже про показы и выставки. Вот именно об этой форме макетирования мы и поговорим.

Макет как машина времени – можно заглянуть в будущее, можно увидеть прошлое
© Свободная пресса

Термины «макетирование» и «моделирование» в современном мире имеют много значений. Не буду приводить примеры – их много. Есть нюансы терминологии, но мы не будем на них останавливаться. Википедия приводит такой вариант понятия «макет» – это модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишенная функциональности прототипа. А в энциклопедии сказано, что модель – это устройство воспроизводящее, имитирующее строение и действие какого-либо устройства.

То есть, в отличие от макета модель может производить иногда действие, как и ее прототип. Но мы для простоты будем называть все словом «макет».

Макеты в военном деле

Всем не раз приходилось видеть, в кино, как группа военачальников склонилась над большим планшетом, на котором скопирован рельеф местности, с водоемами, реками, населенными пунктами. Это как раз макет местности в масштабе, чтобы рассмотреть все как бы с высоты птичьего полета. Понятно, что это нужно для проработки военных планов.

Другой пример – бойцы отрабатывают навыки приступа крепости, оборонительного укрепления на их копии. Это тоже макет. Некоторые читатели вспомнят фильм 1946 года – «Беспокойное хозяйство», в котором главные герои служат на ложном аэродроме со всеми атрибутами и макетами, присущими военному аэродрому.

В наше время используются надувные модели-копии военной техники для обмана разведки врага. Издалека и из космоса они выглядят как реальная техника. Это по поводу применения макетирования в военном деле.

На «гражданке» макеты очень часто применяются в кино. Тому масса примеров. Сложно вспомнить военный или фантастический фильм, в котором обходились бы без макетов.

Военные фильмы и сериалы последних лет практически сплошь используют для съемок макеты. Особенно фильмы про авиацию.

Исторических моделей самолетов сохранилось крайне мало, в основном в редких музеях. И конечно никто не станет использовать уникальные образцы для съемок, за редким исключением. Можно вспомнить фильм «Девятаев» или сериал «Истребители». Для этих фильмов специально строились макеты самолетов, полные (внешне) и частичные (например, кабина самолета).

Макеты-экспонаты

На военных и гражданских выставках очень часто используются макеты – наряду с натуральными образцами техники или оборудования. Компании-производители оборудования зачастую используют макеты для демонстрации какого-либо технологического цикла. Бывает, что используют уменьшенные (масштабные) макеты-копии, а бывает, что выставляют макеты в натуральном размере.

Такие натурные макеты внешне полностью копируют свой прототип. Плюсы натурных макетов неоспоримы – они легче, проще при транспортировке, безопаснее, дешевле, особенно когда прототип еще не готов, а выставка уже «на носу». Ну, или когда надо «пустить пыль в глаза» руководству. Иногда, при необходимости, копийно изготовлены отдельные части и детали таких макетов, особенно если выставляющий этот макет компания хочет особо подчеркнуть какую-то особенность своего изделия.

Любопытная история произошла с одним макетом, который был изготовлен в 2020 году в одной из московских макетных мастерских. По заказу одного очень серьезного предприятия, была изготовлена натурная копия ракеты Х-69.

Фотографии макета по убедительной просьбе руководства были срочно удалены из соцсетей, в которых были размещены после окончания работ. Только в 2022 году, этот макет был выставлен на военном форуме «Армия 2022». Ракета имеет необычное прямоугольное сечение корпуса, чем привлекла на выставке большой интерес посетителей. В 2023 году ракета была продемонстрирована на выставке «Dubai Air Show 2023».

Сам макет ракеты легко разделяется на несколько частей, которые упаковываются в транспортировочные ящики. Не подходя близко к ракете, внешне, невозможно определить, что это макет, и это нормально для хорошего макета.

Эта история, в принципе, весьма показательна для технических макетов в натуральную величину.

Макеты-трудяги

В советские времена ни одно судостроительное или авиационное КБ не обходилось без макетов. При КБ или заводе, будь то опытный завод или серийный, были модельные лаборатории, в которых изготавливали всевозможные макеты, от уменьшенных копий до макетов в натуральную величину.

Часть таких макетов использовали для проработки компоновки основных частей, узлов, деталей. Это макеты в натуральную величину (речь идет, прежде всего, о самолетах) на которых отрабатывалось размещение различных систем, оборудования, блоков.

Часть макетов использовалась для представления руководству на утверждение, например внешнего облика техники.

Были и уменьшенные сувенирные модели-копии, которые предназначались для высоких кабинетов и подарков чиновникам, от которых могло зависеть принятие важного для КБ решения. Для подарков на всевозможные юбилеи. Такие макеты делась иногда целыми сериями, все в тех же модельных мастерских и лабораториях при заводах и КБ.

А есть еще уникальные модели самолетов, изготовленные в далеких 30-40-х годах. И их уникальность не только в их возрасте. Они уникальны, потому что изготовлены в единственном экземпляре мастерами тех лет, без применения современных материалов и технологий, только дерево и металл. Некоторые из них имеют подставки с дарственными надписями членам советского правительства и партии.

Есть макеты, предназначенные для специальных испытаний. Например, в авиации для продувок в аэродинамической трубе для изучения летных характеристик. Такие макеты напичканы датчиками, трубками и прочим. А в судостроении большие модели испытываются в специальных бассейнах для изучения мореходных качеств судна, его скорости или остойчивости, например.

После окончания испытаний или после окончательного утверждения внешнего вида судна или самолета, чаще всего такие макеты выбрасывались на свалки, реже попадали в заводские музеи. А в наше время, при всевозможных, в лучших случаях, слияниях предприятий и КБ, а в худших случаях при расформированиях, которые новые управленцы называют «оптимизация», на свалку идут и музейные макеты.

Автор этих строк, сам профессиональный макетчик-моделист, не раз спасал утилизированные макеты от уничтожения и занимается их восстановлением и реставрацией. Например, в 2023 году была закончена реставрация уникальной продувочной модели самолета ВМ-Т «Атлант» в масштабе М1:25 (то есть оригинал уменьшен в 25 раз), но и в таком, уменьшенном виде размах крыльев модели был более трех метров.

На этом самолете перевозились гигантские баки ракеты-носителя комплекса «Энергия-Буран» к месту старта. Сейчас продувочная модель самолета «Атлант» вместо свалки заняла достойное место в экспозиции частного Музея Техники Вадима Задорожного.