За издержки таксистов заплатят пассажиры

Lada в последние два года бьет рекорды по продажам. Не только потому, что отечественные автомобили дешевле иномарок, но и за счет того, что владеть ею дешевле, нет проблем с ремонтом, а запчасти доступны. Поэтому на первый взгляд может показаться, что благодаря новому закону можно и уменьшить расходы перевозчиков на покупку и обслуживание машин, и создать отечественным производителям еще один рынок сбыта. Но все не так просто. Необходимо стимулировать не спрос на авто, с которым в 2023 году проблем не было, а наращивать производство, а это сложно, потому что тот же АвтоВАЗ и так уже работает на полную мощность. А значит, новый закон может создать дефицит машин экономкласса и рост цен на них для простых граждан.

За издержки таксистов заплатят пассажиры
© РЖД-Партнер

За наш рынок сейчас активно борются многие китайские производители, автосалоны предлагают специальные скидки на китайские модели, но они все равно не могут заменить машины стоимостью до 1 млн рублей. Главным преимуществом отечественных авто всегда была относительно низкая цена, поэтому производителю нужно постараться сохранить это преимущество. Говорят о «возрождении» модели «Ока». Это хорошая идея, потому что сегмент доступных городских малолитражек сейчас свободен. Раньше мы, как автопрокат, закупали Datsun mi-DO, но, к сожалению, эта марка ушла из РФ 3 года назад. Если на рынок выйдет новая «Ока», мы точно закупим в наши парки партию этих машин. Спрос на машину экономкласса будет точно. Но нужна господдержка и цена на три комплектации от 800 тыс. руб. до 1,6 млн руб. Чтобы избежать роста цен государство может начать регулировать наценки производителей авто (чтобы они не превышали 15%), но в таком случае АвтоВАЗ и другие не смогут сохранить прибыльность.

К сожалению, как показывает практика, за дополнительные издержки таксистов пассажиры платят из собственного кармана. Цены на услуги, которые с сентября повсеместно выросли после того, как вступил в силу закон «О такси», поднимутся еще. Усугубится и еще одна проблема - нехватка водителей, особенно в часы пик. Последнее связано с тем, что для многих, кто подрабатывал в такси, такая подработка стала теперь не так выгодна, как раньше, поэтому некоторые из них прекратили деятельность. А после введения нового закона оставшиеся будут вынуждены внепланово покупать новую машину отечественной сборки. И если крупные транспортные компании с большим оборотом такую издержку переживут, то самозанятый на личном авто, совершающий от 10-ти до 20-ти поездок в день, ее уже не потянет. А в регионах таких большинство. Чтобы успешно реализовать предложенную инициативу, нужно, во-первых, внедрять закон постепенно, начав с нескольких пилотных регионов; во-вторых, наладить выпуск более дешевых аналогов моделей специально для такси, как это делают за границей. Или рассмотреть такой вариант, когда «отечественными» будут считаться все автомобили, выпущенные на территории РФ.