«Мосфильму» – 100: гараж киностудии бережно хранит известные ретроавтомобили
«Мосфильм» отмечает юбилей. Главной киностудии страны исполняется сто лет. Ее талантливые режиссеры и непревзойденные актеры целый век дарят зрителям настоящие шедевры. Кино делает звездами не только людей, но и машины. Их в автопарке «Мосфильма» больше сотни. Подробности – в материале корреспондента «МИР 24» Анастасии Лиходедовой. С этой машины в буквальном смысле пылинки сдувают. Это самый старый автомобиль «Мосфильма». Грузовик Magirus. Ему больше века. На нем немцы во время Первой мировой своих солдат возили.
«Советская Россия закупала автомобили в Германии, Америке. Возможно, где-то в конце 20-го года этот автомобиль был приобретен и привезен сюда», – рассказал начальник отдела игрового транспорта киностудии «Мосфильм» Кирилл Чудаков.Этому авто в музее бы стоять в качестве экспоната, а он до сих пор на ходу и снимается в фильмах. Кадры из кинокартины «Цареубийца». Знаменитый «мосфильмовский» гараж: ретроавтомобили всех времен и народов. Каждая на ходу. Любую можно заправить бензином и вперед – на съемки.
Тут и знаменитая мотоколяска из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». В народе ее называют «моргуновкой», потому что за рулем был актер Евгений Моргунов.
«Маленькая, компактная. Я сюда с трудом помещаюсь. Трудно представить, как на ней ездили трое крупных мужчин: Вицин, Никулин, Моргунов. Кстати, говорят, что актеры все трюки выполняли сами: и разворот машины руками, и прыжки внутрь на ходу», –отметила корреспондент.
Rolls-Royce из фильма «Неуловимые мстители», знаменитый Мercedes Штирлица из «Семнадцати мгновений весны». По всем этим машинам можно историю «Мосфильма» писать.
Золотая эра киноиндустрии – 1957-й. Картина Калатозова «Летят журавли» и Золотая пальмовая ветвь на Каннском фестивале. В фильме есть автобус АКЗ-1, легендарные советские грузовики ЗИС-5 и ГАЗ-АА, он же полуторка.
«Волга» – самая узнаваемая машина, без которой не обходился почти ни один кинопроект «Мосфильма»: «Бриллиантовая рука», «Три плюс два», «Три тополя на Плющихе». Но свою главную роль машина сыграла в рязановской комедии «Берегись автомобиля».
«Во время съемок Иннокентию Смоктуновскому пришлось даже получать права для того, чтобы лично управлять этим автомобилем. Он так влюбился в эту марку, что после съемок на свой гонорар приобрел тоже «Волгу», – поделилась заведующая музеем киноконцерна «Мосфильм» Елена Морозова.
«У «Студера» мотор втрое» – это фраза шофера Копытина из фильма «Место встречи изменить нельзя». Речь о Studebaker. На этой машине Фокс уходил от преследования, сбивал ограждение и падал в реку. Кстати, в тот момент у машины помялась кабина. Но авто достали, отремонтировали, и «студер» продолжил сниматься в фильмах.
Техника попадает на «Мосфильм» разными способами: иногда машины специально ищут по всей стране и даже за границей. Часто их предлагают концерну обычные люди, которые годами хранят ценные модели и хотят передать их в надежные руки.
«У нас есть машина последнего императора Китая. Это уже при мне мы ее купили. Нам присылают письмо из Хабаровска: вот у нас Buick. Точно на нем ездил Пуи», – рассказал режиссер, генеральный директор и председатель правления киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.
В советских фильмах машины зачастую играли роли второго плана, а иногда и первого, и вместе с настоящими актерами задавали тон сюжету и приковывали взгляды зрителей с первых кадров.