«Дизайнер тоже человек»: в Музее Гаража особого назначения состоялась встреча с директором Центра стиля ФГУП «НАМИ» Юрием Черненко

В Музее Гаража особого назначения на ВДНХ продолжаются просветительские мероприятия от создателей бренда Aurus, подготовленные совместно с Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом НАМИ. Профессионалы своего дела делятся сведениями об исторических аспектах становления автомобильной промышленности, о дизайнерских тонкостях и других важных моментах, а еще вместе с гостями заглядывают в будущее. 

«Дизайнер тоже человек»: в Музее Гаража особого назначения состоялась встреча с директором Центра стиля ФГУП «НАМИ» Юрием Черненко
© Вести Подмосковья

Так, 17 февраля в стенах павильона №53 состоялась очередная встреча в рамках этого марафона, которую провел директор Центра стиля ФГУП «НАМИ» Юрий Алексеевич Черненко. Озвученную тему «Стиль транспорта: Искусство формирования образа автомобиля» он решил раскрыть с самых истоков дизайнерской мысли. Вот сотрудник, обладающий завидным воображением, берется за чистый лист и начинает определять черты будущей машины, создавать вертикальные (статусность, безопасность) и горизонтальные (скорость) линии, которые в ее образе «создадут определенное настроение». С помощью этих линий в дальнейшем выстраивается эскиз автомобиля - либо более статусного, либо более спортивного.

В процессе разработки образа автомобиля важно определить, кто будет ездить на нем: политик, певец, домохозяйка, предприниматель и т.д. «Когда в НАМИ идет совещание, обязательно находятся специалисты, которые говорят: «Нет-нет, этот товарищ точно ездит вот на такой машине, ни на какой другой», - поделился Черненко. 

«Допустим, мы создаем автомобиль для председателя совета директоров. В настоящее время основная наша работа направлена на клиентов такого уровня. Сначала изучаем аналоги, исследуем информацию в течение нескольких месяцев, а затем сжимаем и докладываем руководству и заказчикам. Следующий шаг - рисуем. Для этого требуется теория: берем облик классического гармоничного автомобиля Rolls-Royce Phantom, обрисовываем одно колесо и с его помощью измеряем пропорции этой машины. Между колес у статного автомобиля должно быть расстояние 3,5 колеса, а в высоту он должен быть 2 колеса. По этому же правилу устроены пропорции большинства автомобилей Maybach, Aurus и т.п. С Hyundai Solaris так не получится, там другие правила», - рассказал Юрий Алексеевич. 

Он обратил внимание и на то, что сегодня в автомобильном дизайне широко используется элемент стиля преимущественно тридцатых-сороковых годов прошлого века - вертикальная решетка радиатора. Она есть и у моделей марки Aurus. «Мы не срисовали это у Rolls-Royce. Это одна из основных идей, развивающихся с самого начала. Вдохновение мы черпали у автомобиля ЗИС-110. Плюс вспомним, что вертикальные линии - символ безопасности, комфорта, статусности и силы», - отметил Юрий Черненко. Показав один из ранних эскизов, на котором возле автомобиля примостилась эффектная девушка, он подчеркнул, что дизайнер - тоже человек и черпает вдохновение из красоты. 

«Когда мы создавали первый прототип Aurus, который сегодня стоит на входе в Музей ГОНа, нашей задачей было произвести впечатление. Поэтому на нем огромные орлы, хромированные линии. Когда мы начали работать над той машиной, которая пошла в серийное производство, все это великолепие стало казаться больно аляпистым. Обилие хрома больше мешает, чем помогает. Мы за сдержанную эстетику», - поделился специалист, отвечая на вопрос корреспондента издания «Вести Подмосковья».

- Появятся ли на наших дорогах такие автомобили, как на картинах советских художников-футуристов? 

- Скорость развития автомобильного дизайна только нарастает. Сейчас мы встречаем в основном продукцию китайских производителей. При взгляде на нее мне кажется, что дизайнер нарисовал футуристический скетч, который тут же оцифровали и запустили в производство. Теперь мы чаще видим автомобили уникального облика, пять лет назад это было сложно представить. Нельзя сказать, что мы можем что-то масштабно предугадывать. Еще в 80-х я выписывал журналы «Техника молодежи» и «За рулем», в которых писали, мол, в будущем все дороги будут ровные, у всех машин сделают маленькие колесики. А случилось все наоборот - теперь считается, что чем больше колеса, тем красивее автомобиль. 

Кроме того, гости смогли рассмотреть небольшие макеты, привезенные из Центра стиля НАМИ. Красный макет спортивного автомобиля - это дипломный проект ведущего дизайнера, автора практически всех Aurus Чвокина Алексея Михайловича. Диплом он защитил в 2007 году на кафедре дизайна Московского Политеха. А рядом находится разработка Центра стиля, которую в 2005 году предлагали заводу УАЗ. Ее особенность заключается в том, что передние и задние крылья вообще не покрашены - так царапины не будут видны.