К камерам фиксации нарушений предъявят новые требования

С 1 сентября вступят в силу поправки в закон об организации дорожного движения. В них будут учтены новые требования к установке камер фотовидеофиксации нарушений. И это потребует дополнительных поправок в Правила дорожного движения.

К камерам фиксации нарушений предъявят новые требования
© Российская Газета

Дело в том, что после вступления в силу поправок камеры на дорогах должны начать фиксировать больше нарушений. Но это при условии, что камеры увидят эти нарушения. К сожалению, не все они на это способны.

Правовые аспекты организации дорожного движения эксперты "РГ" разбирают в рубрике "Юрконсультация"

К 1 сентября министерство транспорта должно разработать правила применения камер. Их должно было принять правительство, но они так и не были утверждены. Вокруг них разгорелись жаркие споры. А срок вступления в силу закона никто не отменял. Выходит, что правила установки камер на дорогах поменяются. Вступят в силу поправки в закон об организации дорожного движения. Однако для их введения в действие необходимо еще введение не только закона, но и постановления правительства. А также подзаконных актов.

Разработанный минтрансом проект постановления не устраивает экспертов. Уж слишком много в нем нюансов, которые либо не позволят применять камеры, либо лишат возможности автовладельцев оспаривать постановления. Эксперты считают, что новый закон устанавливает правила, при которых региональным властям придется отключить половину камер.

Дело в том, что постановление правительства, приказ министерства, любые иные нормативные акты можно написать, основываясь на действующих документах. Увы, в данном случае документом выступил закон, который вступит в силу только с 1 сентября.

Конечно, время до этой даты есть. Но успеют ли разработчики подготовить соответствующий документ? А если не успеют, то что произойдет?

Понятно, все камеры никто отключать не будет. Но возникнет повод для проверки их размещения и даже основания вынесения с их помощью автоматических штрафов.

Насколько это проблемная история - говорить рано. С одной стороны, если часть камер не будет отвечать новым требованиям закона и их придется отключить, водителям станет легче. С другой стороны, станет сложнее доказательство нарушения того или иного автомобилиста в том или ином происшествии, поскольку в месте ДТП камера, не отвечающая новым требованиям, будет отключена.

А у региональных властей вообще возникнут проблемы, поскольку, по предварительным подсчетам, придется отключить половину камер. Власти в регионах активно возражают против новых правил. Дело в том, что штрафы с камер - это довольно солидный доход для регионального бюджета. Ведь выявленное камерами автоматическое нарушение идет в зачет бюджета региона.

Госавтоинспекция с новыми изменениями в правилах согласна. Для нее важно не наполнение региональных бюджетов, а обеспечение безопасности на дорогах.

Примечательно, что министерство транспорта не может изменить эти правила. Ведь они написаны на основании положений закона, который вступит в силу 1 сентября. Представитель этого ведомства не раз спрашивал участников совещания, где они были, когда принимался закон? Но ответа на этот вопрос никто так и не получил.

Но это не отменяло необходимости разработать постановление правительства с правилами применения этих камер.

Напомним, что закон устанавливает жесткие параметры для установки камер. Но есть один нюанс. Камеры могут ставиться в очагах аварийности. Очагом аварийности называется некоторый промежуток на дороге. Очагом аварийности в России считается участок дороги, улицы, не превышающий 1000 метров вне населенного пункта или 200 метров в населенном пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчетного года произошло три и более ДТП одного вида или пять и более ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.

Комплексы устанавливают по согласованию федеральных органов, регионов и МВД. Отсутствие любого из согласований не позволит их разместить комплекс

Но тут есть несколько условий. И самое главное, не учитывается, что авария может произойти на перекрестке. И такое бывает.

Кроме того, из проекта не понятно, где устанавливать камеры. Во дворах тоже? Но это не проезжая часть.

Как пояснил представитель минтранса Антон Козлов, документ был разработан в соответствии с законом. Закон, который вступит в силу с 1 сентября, был принят еще в прошлом году. И в нем четко прописано, какие камеры и каким образом можно использовать. Но вот беда. Осталось полгода до вступления в силу этого закона, а подзаконных актов пока нет. Кроме того, как выяснилось, автомобильное сообщество против этих поправок. Но конкретных возражений в министерство транспорта не представляет.

Законом установлен закрытый перечень мест установки камер и оснований для их размещения. Для возможности более гибкого применения предусматривается установка в местах, которые рекомендует Госавтоинспекция в рамках госнадзора за безопасностью.

Уже разрешены вопросы, кто получает штрафы с этих комплексов. В чей бюджет они зачисляются. Это - региональные штрафы.

Есть другая проблема. Федеральные дороги. Нагрузка на их обслуживание - это федеральный дорожный фонд. А штрафы уходят в региональный бюджет. Поэтому федеральные комплексы стали передаваться в регионы.

Как отметил представитель минтранса, любые комплексы устанавливаются по согласованию трех сторон: федеральных органов, регионов и МВД. Отсутствие любого из согласований не позволит разместить комплекс. Но возникает вопрос оплаты размещения. Владельцы федеральных дорог вынуждены требовать проведения оценки и оплаты размещения комплексов на федеральном имуществе. А это 6 тысяч камер.