Каждому двору — по электрозаправке
Обязать при строительстве домов оборудовать часть парковочных мест электрозаправками для автомобилей просят депутаты петербургского Заксобрания Дмитрий Панов и Денис Четырбок. Такое обращение они отправили министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Иреку Файзуллину. Пока коммуникаций достаточно, но специалисты прогнозируют стремительный рост количества электромобилей, что уже через несколько лет приведет к дефициту мест для подзарядки.
Пока рекомендация
Петербургские депутаты обратили внимание, что с лета 2023 года в обновленных градостроительных СНиПах указано, что при размещении парковочных мест на стоянках автомобилей следует предусматривать места для хранения электромобилей, оборудованные зарядными устройствами, в количестве не менее пяти процентов от общего числа мест. Однако такая формулировка подразумевает рекомендацию, а не обязанность.
Дмитрий Панов пояснил: «В Петербурге на стоянках около домов и в паркингах застройщики предусматривают выделение мощности, ставят ящик. Этим все ограничивается. Именно поэтому в ряде регионов при проектировании и организации площадок автостоянок в зонах жилой застройки утверждаются законодательные нормативы создания машино-место для хранения электромобилей, гибридных автомобилей и инфраструктуры для обеспечения их зарядки, например в Московской области такой норматив утвержден в размере не менее пяти процентов от общей потребности в местах постоянного и временного хранения автотранспорта».
Потому парламентарии и просят Ирека Файзуллина рассмотреть возможность дальнейшего совершенствования нормативно-технического регулирования этого вопроса и обязать вместо рекомендации обязать устраивать электрозарядки на парковках строящегося жилья.
Подожмут бензиновых
Пока в Петербурге, по данным энергетических компаний, 215 электрозаправок. Автомобилей, которым они нужны, около 2,7 тысячи. Но, по прогнозам специалистов, как сообщил Дмитрий Панов, к 2026 году электромашин может стать в десять раз больше. И рынок активно к этому готовится. Часть существующих станций заправки — быстрые. Если на старых ЭЗС машину надо заряжать 4-5 часов, то на более современных может потребоваться 15-25 минут.
Быстрые зарядные станции мощностью 150 киловатт, которых в городе пока всего шесть штук, могут одновременно заряжать два автомобиля, они оборудованы разъемами для машин как европейского рынка («Москвича 3Е» и Evolute), так и для машин японского и китайского автопрома. По планам одного из операторов ЭЗС в 2024 году в Петербурге планируется построить 61 объект зарядной инфраструктуры.
По информации министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, которую он дал летом 2023 года, к 2035 году доля электромобилей на российском рынке может достигнуть 25 процентов.
По данным аналитического исследования «Состояние и перспективы развития рынка зарядной инфраструктуры для электротранспорта в России и мире», проведенного в 2023 году Ассоциацией разработчиков, производителей и потребителей ГЛОНАСС, в 2015 году в России было всего шесть зарядных станций для электротранспорта. А в середине 2023 года в России насчитали 4324 зарядных станции для электромобилей: 1626 локаций с переменным током («медленные» ЭЗС), 779 локаций с постоянным током («быстрые» ЭЗС), 1394 домашних локаций (розетки), 525 локаций с переменным и постоянным током («медленные» и «быстрые»). Лидерами по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей, сказано в исследовании, являются Московская область (531 локация), Москва (462), Краснодарский край (268), Санкт-Петербург (213) и Татарстан (212).
Создавать условия
Депутат Госдумы Ярослав Нилов считает, что, если есть спрос на эту инфраструктуру, нужно создавать условия: «Согласен полностью, что нужно развивать электротранспорт. За границей он более активно используется. Даже есть службы такси, которые работают только на электротранспорте. Конечно, не нужно строить электрозаправки, если они будут стоять никому не нужными. Но если есть потребность, то нужно принимать решения, чтобы эта потребность удовлетворялось. И их нужно предусматривать в том числе при строительстве новых объектов».