Общественник о важности отечественных соцсетей: «Поймать тренд на этапе зарождения»
«Уже два года как доступ в Instagram* и Facebook* закрыт в российском сегменте интернета. С тех пор запрещенные соцсети понесли ощутимые потери. К 2024 году среднесуточная аудитория Instagram* сократилась в 5,7 раза по сравнению с февралем 2022 года (38,4 млн человек). Аналогичный показатель Facebook* за тот же период упал в 6,5 раза: с 8,9 млн человек до 1,4 млн. Несмотря на серьезный отток русскоязычной аудитории многие блогеры продолжают оставаться на заблокированных площадках. И это большой просчет. Как бы ни выкручивались запрещенные соцсети, какие бы функции ни добавляли, как бы ни полировали свои приложения, им никогда не удастся победить лень. Лень пользователей способна пересилить даже устоявшуюся привычку, которая удерживает большинство людей в Instagram* и Facebook* сегодня. Для того, чтобы зайти на запрещенный ресурс, необходимо постоянно совершать дополнительные действия. Нужно открывать VPN, подключаться к нему, смотреть рекламу (если VPN-сервис бесплатный, а если платный, то еще и оплачивать подписку), выключать его после использования, если не хочешь, чтобы устройство хуже функционировало и быстро разряжалось. И так каждый раз, когда хочешь увидеть пару новых постов. При этом VPN не всегда работает гладко и может потребоваться несколько попыток, чтобы зайти на площадку. Кроме того, VPN-сервисы регулярно блокируются. Так много лишних действий, чтобы просто открыть приложение. На пути спонтанно возникшего желания пару лишних минут полистать ленту в соцсети вновь и вновь становятся раздражающие препятствия. Негатив накапливается, и вот уже пользователь не может спокойно ждать, когда включится VPN. Он недоволен. Вместо получения мгновенного удовольствия, на которое человек рассчитывает, заходя в соцсеть, он переживает момент фрустрации. Задержка несущественная, буквально несколько мгновений. Однако повторяющаяся, а оттого действующая в разы сильнее. Все же в век, когда технологии максимально облегчили нашу жизнь, и стало возможно несколькими кликами заказать любую вещь с доставкой на дом и купить билет на мероприятие или в путешествие, тратить столько усилий впустую досадно. В связи с этим заблокированные соцсети катастрофически проигрывают отечественным аналогам, доступ к которым не вызывает никаких проблем. Еще в начале ХХ века психолог Уильям Джеймс замечал, что человек прекращает прилагать усилия, когда встречается с первыми эффектами усталости. Человек, остро ощутивший, что какая-то деятельность требует его усилий, встает перед вопросом: стоит ли выгода затрат? Если нет, он прекращает делать то, что делал. Пока что довольно много пользователей преодолевают кризис усилий ради того, чтобы попасть на запрещенные ресурсы. Однако время играет не в пользу труднодоступных соцсетей. Параллельно тому, как недовольство пользователей лишними действиями копится, отечественные аналоги совершенствуются, становятся удобнее и функциональнее. И мотивация выбирать сложный вариант вместо такого же по выгоде, но более простого варианта исчезает. Дело в том, что люди склонны стремится либо к максимизации вознаграждения, либо к минимизации усилий. В случае с соцсетями простой пользователь, который хочет полистать ленту, не может максимизировать вознаграждение: он имеет то, что имеет. Зато у него легко получится минимизировать усилия: выбрать такую платформу, зайти на которую проще и быстрее. Подобное поведение можно назвать ленью, и в этом нет ничего плохого. Лень – нормальный механизм адаптации. Более того, исследования показывают, что лень как способ поведения в схожих ситуациях заразительна. Люди учатся на ленивом поведении других. Так что, чем больше пользователей будут отказываться от заблокированных площадок, потому что им лень включать VPN, тем больше за ними будут повторять другие, и это вырастет в масштабный «ленивый» тренд. Аудитория, потерявшая навык долго концентрировать внимание на чем-то (средняя продолжительность концентрации внимания на экране снизилась на 103 секунды в период с 2004 по 2023 год) и привыкшая потреблять, ничего не делая хочет получить все быстро и без заморочек. Особенно, когда речь идет об отдыхе. Блогерам не стоит просто смотреть, как ленивая аудитория оставит в прошлом сложнодоступные соцсети и перейдет на российские площадки, встречающие их максимальной простотой и комфортом. Стратегически верный шаг – подготовиться к этому, поймать тренд на этапе зарождения. Уже сейчас необходимо хотя бы дублировать свой контент на отечественные площадки, чтобы наращивать число подписчиков там, где скоро будет весь русскоязычный интернет». * материнская компания Meta признана экстремистской и запрещена на территории РФ Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина