ИТ-меры против самокатного беспредела
К тому же превентивные усилия агрегаторов по снижению травматизма пешеходов и самокатчиков могут не совпасть с мерами депутатов Госдумы, которые начали обсуждать законопроект о самокатах лишь в конце февраля и, похоже, не успеют к началу самокатного сезона зарегулировать отрасль. Но когда закон выйдет, вряд ли он будет слишком комплиментарен к самокатчикам, ведь, по данным МВД, количество ДТП с участием "средств индивидуальной мобильности" за прошлый год утроилось. Народные избранники, возможно, учтут волну негодования в соцсетях, вызванную рядом происшествий, когда беспечные ездоки калечили пешеходов, в том числе детей и пожилых людей.
Прокатчики самокатов и велосипедов стараются предугадать нормы будущего закона, чтобы предотвратить травматизм и вывести сервисы из скандальной хроники. Например, тестируют функцию определения веса, чтобы на самокате не ездили вдвоем. Приложение, как предполагается, запомнит средний вес пользователя, и если этот показатель резко подскочит, то ПО, заподозрив, что на самокате находятся два человека, заблокирует поездку.
Как сообщила ComNews пресс-служба компании по прокату велосипедов и самокатов Whoosh, идентификация пользователя нужна на случай, если что-то случилось с клиентом, его имуществом или третьим лицом.
"Она нужна для того, чтобы мы могли подключаться к этой истории, совместно с ГИБДД решать проблему, видеть маршрут движения человека, его скорость - полностью контролировать процесс и понимать, из-за чего произошел инцидент. Бывают случаи, когда зарегистрированный пользователь передает управление самокатом кому-нибудь другому, например, старшие браться - младшим. При выявлении таких фактов мы блокируем аккаунт навсегда, и этот человек больше не может зарегистрироваться в сервисе", - сообщила пресс-служба сервиса Whoosh.
Представитель пресс-службы Whoosh добавил, что компания работает над рейтингом пользователей.
"На данный момент думаем, по каким критериям будет формироваться этот рейтинг. Мы преследуем цель не блокировать пользователей, а обучать их ездить правильно и, в случае, если кто-то совершил не очень серьезное нарушение правил, напоминать о правилах - давать подсказки или присылать push-уведомления", - уточнила пресс-служба Whoosh.
Сервис кикшеринга "Юрент" представил в новом сезоне улучшенную версию самоката Ninebot S90L, впервые в России оборудованную поворотными сигналами на руле и заднем крыле. Модель также оснащена датчиком езды вдвоем и новыми тормозами. В компании ожидают, что усовершенствования позволят сократить количество аварийных ситуаций, сообщила ComNews пресс-служба компании.
"В этом сезоне мы утвердили стратегию "Год безопасного самоката". Она включает в себя несколько проектов. К началу сезона мы запустили тестирование на знание ПДД прямо в приложении "Юрент". Пользователей ждут 10 вопросов о правилах парковки, езды по тротуарам и проезжим частям. Пока тестирование добровольное, но в течение сезона оно станет обязательным для новых пользователей. На наших самокатах появятся большие номера. Городские камеры уже умеют выявлять езду вдвоем, а также по тротуарам в местах, где есть велодорожки, переезд пешеходного перехода без спешивания и парковку в неположенном месте. Автоматическая фиксация нарушений и штрафы позволят повысить ответственность пользователей и осознание, что при движении на электросамокатах необходимо соблюдать ПДД", - поделился планами представитель пресс-службы "Юрент".
"Чтобы иметь больше информации о пользователе, введена интеграция с сервисом МТС ID, который сообщает возраст и паспортные данные клиента, что в будущем поможет ограничить доступ к сервису несовершеннолетних пользователей. Однако и без регистрации "Юрент" контролирует поездку с помощью установленного на самокате IoT-модуля. Внутренний рейтинг пользователей "Юрент" тестирует с прошлого года и на его основе применяет санкции в зависимости от тяжести нарушений - от предупреждения до блокировки аккаунта. Голосовой помощник на самокатах компании пока не предусмотрен, но экраны на руле предупреждают ездока об опасных режимах езды и других параметрах поездки", - рассказала пресс-служба "Юрент".
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин уверен, что ситуацию с самокатчиками-беспредельщиками поправят только штрафы и жесткие меры властей.
"Что самокатчиков недолюбливают - это правда. Небольшое количество людей, которых не блокируют сервисы, ездят оторванно и делают все, чтобы их, мягко говоря, не любили. Остановят нарушение ПДД только штрафы. Для этого и вводятся таблички, чтобы выписывать штрафы самокатчикам так же, как автомобилистам. Знание ПДД - другая сторона вопроса. Обучение правилам дорожного движения вводят для того, чтобы пользователи знали, где они могут нарваться на штрафы. Но штрафовать будут. Таким образом можно сократить травматизм пешеходов и самокатчиков. А особо яростных нарушителей надо блокировать. Госдума, и не только она, будет выдвигать жесткие меры, потому что идентификация нарушителя важна. Но регистрация в приложении не гарантирует ничего. Например, на черном рынке продаются ворованные аккаунты каршеринга "Яндекс Драйв". Если его купить, то можно ездить на автомобилях сервиса вообще без прав. С самокатами вряд ли будет что-то другое. Рейтинг самокатчиков - та же история, что и в каршеринге", - сказал Эльдар Муртазин в разговоре с корреспондентом ComNews.
"Распознавание транспортных средств по номерам на табличках - это решение из прошлого века, - заявил независимый эксперт по рынкам ИТ и телеком Вадим Плесский в разговоре с корреспондентом ComNews. - Для 90-х и начала 2000-х это нормально. Для 2024 г. - это какая-то дичь".
Партнер юридической компании "Варшавский и партнеры" Михаил Герман считает, что меры, предпринятые самокатными агрегаторами, как и ужесточение законодательства, не помогут в решении проблемы: подходить к ней надо комплексно, прививать культуру вождения.
"Мер, которые предпринимают агрегаторы, будет недостаточно, поскольку само по себе количество аварий с участием самокатов обусловлено не отсутствием знаний правил дорожного движения, а отсутствием культуры пользования как таковой. Безусловно, есть масса самокатчиков, которые соблюдают правила и стараются не мешать другим участникам движения. Но есть и обратная сторона - это люди в возрасте от 13 до 25 лет, которым все нипочем. Поэтому предпринимаемые меры вряд ли существенно снизят травматизм. В качестве аналогии можно привести каршеринг, где также высок уровень аварийности, несмотря ни на какие предпринимаемые меры. Научить человека правилам дорожного движения через приложение можно, а вот провести проверку - нет, поскольку приложение не позволяет идентифицировать проверяемого", - комментирует ситуацию корреспонденту ComNews Михаил Герман.
Он добавил, что ужесточение законодательства не уменьшит количество происшествий с участием самокатчиков: "Тут скорее сыграет роль комплексный подход и развитие культуры управления самокатами. Понятно, что в условиях, например, Петербурга сделать выделенные полосы для движения самокатов весьма проблематично, тем не менее об этом стоит подумать", - подытожил Михаил Герман.