Войти в почту

Как получить компенсацию, если машина попала в яму на дороге

Водители не просто так говорят, что весной вместе со снегом сходит и асфальт, — количество ям на дорогах становится больше, растут и риски повредить автомобиль. При этом во многих случаях водители могут не просто пожаловаться на плохие дороги, но и потребовать компенсацию за ремонт. В каких случаях владелец автомобиля имеет право получить деньги после того, как машина угодила в яму и что для этого нужно сделать, рассказывает NEWS.ru.

При каких размерах ямы на дороге можно требовать компенсацию

Если автомобиль попал в яму, после чего был поврежден колесный диск или просто разорвалась шина, то это считается дорожно-транспортным происшествием. Однако не каждая неровность на дороге является существенной.

Размер допустимых ям на дороге регулирует ГОСТ Р 50597-2017, который начал действовать с 2018 года. Согласно этому документу, яма на дороге с асфальтовым покрытием должна быть меньше 15 см в длину, а ее глубина не должна быть более 5 см. При этом общая площадь повреждения не должна превышать 60 см2. И если превышается любой из этих параметров, то неровность на дороге признается существенной, а водитель в случае аварии может потребовать компенсацию от дорожных служб.

Кстати, ГОСТ регламентирует не только размер выбоин на дороге, но и колейность. На участке длиной 100 м колея должна быть не длиннее 7 метров, а ее глубина не может превышать 2 см.

Правда, рассчитывать на полноценную компенсацию можно лишь в том случае, если водитель соблюдал скоростной режим, а на трассе не был установлен знак «Неровная дорога» (по правилам, он должен находиться за 50–100 метров до ям в населенном пункте и за 150–300 метров до них вне города).

Хотя даже знак «Неровная дорога» не освобождает дорожные службы от ответственности. Правда, его наличие уменьшит степень вины дорожников — обычно суд считает, что при наличии знака часть ответственности при ДТП лежит на водителе, который не снизил скорость.

Что такое авария из-за плохой дороги

Нет четких критериев, когда от дорожных служб можно требовать деньги за ремонт автомобиля. Ведь если вы ехали на большой скорости и попали в яму, после чего стали плохо работать амортизаторы, то доказать взаимосвязь «яма — подвеска» будет сложно. Ведь ходовая часть могла быть изношена и до попадания в яму.

Однако если при наезде на яму машину занесло, она врезалась в другой автомобиль или вылетела с дороги, причинно-следственная связь налицо (аналогично при повреждении колесного диска или покрышки). При этом важно учесть: если в попытке избежать наезда на неровность водитель резко выкрутит руль в сторону и машину занесет, то компенсации уже не будет. Ведь автомобиль попадет в аварию не из-за ямы, а из-за действий водителя.

К тому же нигде в ПДД не сказано, что при опасности нужно «крутить руль». Наоборот, в пункте 10.1 написано: «при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства». То есть ПДД дозволяет при опасности только тормозить.

Что делать при ДТП после попадания в яму

Если вы попали в яму и автомобиль был поврежден (например, треснул колесный диск или оторвался бампер), то следует выполнить те же самые действия, которые, согласно ПДД, нужно сделать при «обычной» аварии без пострадавших.

Остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Сообщить в ГИБДД о происшествии (если машина застрахована по каско, то лучше позвонить и в страховую компанию). Применять систему «европротокола» без вызова инспекторов не получится — для «евро» требуется два участника ДТП. Если вы создаете препятствие для движения других машин, то согласно пункту 2.6.1 ПДД необходимо освободить проезжую часть «предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств». Проще говоря — нужно сначала сделать фото и видео с места происшествия, причем сфотографировать не только машину, но и яму на дороге, знаки вокруг и прочее.

Следуйте указаниям инспектора ГИБДД (возможно, он скажет приехать на ближайший пост ДПС или в дежурную часть). Если гаишник приедет на место и будет составлять протокол прямо около ямы, то обязательно обратите его внимание на наличие выбоины. Он должен ее измерить. В объяснении водитель должен указать на наличие дефекта на асфальте, а также на отсутствие знака «Неровная дорога».

Проверьте, чтобы инспектор указал все повреждения, которые получил автомобиль (треснул колесный диск, разорвана шина такой-то модели и так далее). Если инспектор не указывает в схеме ДТП наличие ямы, то не соглашайтесь с ним — в этом случае письменно укажите свои замечания, составьте свою схему аварии (позднее вы ее сможете подтвердить при помощи фото- и видеозаписей).

Кстати, позднее вы можете направить в ГИБДД заявление с просьбой привлечь лицо или организацию, которая отвечает за состояние дорог, к административной ответственности.

Как получить компенсацию

После того как вы оформили все документы в ГИБДД, можно потребовать компенсацию у компании, которая является собственником дороги или отвечает за ее эксплуатацию. Для этого сначала нужно оценить стоимость ущерба: если сломан колесный диск или уничтожена шина, то иногда достаточно просто иметь скриншоты цен с сайтов магазинов, которые торгуют запчастями. Если повреждения более серьезные, то потребуется проведение независимой экспертизы, которая назовет сумму ущерба. Расходы на экспертизу (а также эвакуатор, если он потребуется, можно потом включить в общую сумму компенсации).

За компенсацией следует обратиться к владельцу дороги или в компанию, которая ее обслуживает. Федеральные трассы находятся в собственности «Росавтодора», региональные и межмуниципальные принадлежат субъектам РФ, а дороги местного значения — в собственности у городских или сельских поселений, районов и округов города. Незакрытый люк — обычно виноват Водоканал, а за железнодорожные переезды отвечает РЖД. При этом есть еще и подрядчики, которые занимаются обслуживанием дороги. Обращаться за компенсацией можно как к собственнику, так и к подрядчику (или к обоим сразу).

Проще всего выяснить, кто отвечает за дорогу, у инспектора ГИБДД. Если он не знает, то можно направить письменный запрос в администрацию муниципального образования (если ДТП произошло в городе) или в орган исполнительной власти субъекта РФ (министерство транспорта и дорожного хозяйства, комитет по дорожному хозяйству).

После того как вы выяснили сумму компенсации и ответственных за дорогу, рекомендуется направить досудебную претензию — возможно, подрядчик просто компенсирует ваши траты за покупку нового колеса. При этом порой платят не сами дорожники, а страховая компания, у которой подрядчики страхуют свою ответственность перед третьими лицами. Однако если это не сработало, то придется судиться.

И бояться судов не стоит. Опыт показывает, что судьи часто становятся на сторону водителей. Причем можно подать иск самому, а можно обратиться к юристу — счет за услуги последнего потом также нужно будет включить в общую сумму компенсации.

Если же у вас полис каско, то здесь все просто — выплаты стоит ждать от своего страховщика, который в дальнейшем сам будет компенсировать ущерб у истинных виновников ДТП.

Читайте также:

Летние шины: когда менять, как выбирать, можно ли покупать китайские

А могли бы произвести сенсацию: 5 возможностей, которые упустил АвтоВАЗ

Эта машина могла соперничать с иномарками: пять шансов, которые упустил ГАЗ

Достанется не всем: 6 фактов о Lada Aura, которую ждут российские чиновники