Запретят ли параллельный импорт смартфонов?

Отечественные смартфоны средней ценовой категории пока не могут конкурировать с новинками мировых гигантов, поэтому идея запретить параллельный импорт электроники вызывает много вопросов. Об этом в очередном выпуске IT-новостей «Парламентской газеты» сказал член Комитета Госдумы по информационной политике, информтехнологиям и связи Антон Немкин. Он также рассказал, как будут штрафовать за спам-звонки и могут ли абоненты защитить себя сами.

Запретят ли параллельный импорт смартфонов?
© Парламентская газета

- Антон Игоревич, одна из российских компаний предложила исключить смартфоны из перечня товаров для параллельного импорта. Поможет ли это развиваться отечественному рынку техники?

- Параллельный импорт — инструмент удовлетворения потребительского спроса в краткосрочной перспективе. Он призван не допустить возникновение возможного дефицита товаров, а также предоставить производителям российской продукции более комфортные сроки разработки и тиражирования собственных решений. Поэтому запрет параллельного импорта в настоящих условиях скорее всего приведет к росту доли серого рынка, а также к кратному росту цен на технику. Допустить этого нельзя, поэтому инициатива, конечно, вызывает много вопросов.

Российские производители смартфонов и ноутбуков сконцентрировались на производстве техники среднего ценового сегмента. Их прямыми конкурентами в этом случае выступают китайские производители, значительная часть электроники которых идет по официальным каналам. Кстати, именно китайские бренды — лидеры российского рынка в 2023 году как в сегменте смартфонов, так и ноутбуков. Исходя из этого, запрет параллельного импорта затронет скорее более высокий ценовой сегмент. Однако как это простимулирует российского пользователя брендов Apple и Samsung выбрать отечественный смартфон, пока не совсем непонятно.

По-хорошему, ограничивать к ввозу в Россию сегодня нужно те гаджеты, аналоги которых уже успешно производятся у нас. В противном случае мы рискуем причинить больше вреда нашим гражданам, чем пользы.

Сейчас важно определить ниши, которые станут для производителей основными и детально проанализировать возможную поддержку. При этом главным фактором спроса на отечественную продукцию все-таки остается создание качественного продукта, который заинтересует пользователя.

Российский бизнес должен завоевывать лояльность граждан, в том числе за счет эффективной маркетинговой политики. Не все пользователи до сих про знают о российских брендах.

- Помогут ли высокие штрафы снизить шквал спам-звонков?

- Напомню, что в КоАП появился новый вид штрафа за «нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи». Поправки вступают в силу 17 апреля. Речь идет о практике спам-звонков, широко распространенной среди компаний, а также кредитных и микрофинансовых организаций. Теперь штрафы за такие звонки для граждан составят от 10 до 20 тысяч рублей, для должностных лиц — от 20 до 100 тысяч рублей, для юрлиц — от 300 тысяч до миллиона рублей.

Поправки принимались на фоне значительного роста спам-трафика в мобильных сетях. По данным аналитиков, с начала 2023 года он увеличился на треть. За январь — июнь прошлого года только один оператор заблокировал свыше миллиарда нежелательных вызовов, а всего в его сети было зафиксировано почти четыре миллиарда звонков с признаками несанкционированной рекламы, это в два раза больше, чем за тот же период 2022 года.

Я думаю, каждый минимум раз в день сталкивается со спам-звонками. Важность наказания подтверждает и то, что те, кто обычно распространяет спам, чаще всего задействованы в незаконном обороте персональных данных граждан. Чтобы совершать массовые обзвоны, они покупают слитую информацию об абонентах на черном рынке, а значит, являются участниками цепочки криминальной обработки данных, формируют спрос на то, чтобы хакеры и дальше атаковали компании с целью кражи данных. В нашей стране идет комплексная борьба с противоправной обработкой персональных данных, и принятый закон является еще одним важным шагом в этом направлении.

- Что может сделать пользователь сам, чтобы оградить себя от спам-звонков?

- В первую очередь, рекомендую устанавливать определитель номера, я сам пользуюсь этой услугой несколько лет, и она бесплатная. Такой сервис узнает спам-звонки без доступа к контактам — он накапливает реакции на нежелательные номера на основе входящих звонков и предупреждает пользователей как о негативных, так и о полезных вызовах в десятках различных категориях. В 2023 году подобный сервис от «Яндекса» в России обработал больше миллиарда звонков с незнакомых номеров, 54 процента из которых были классифицированы как спам-звонки.

Свой сервис идентификации вызовов запустил «Билайн», он помогает бороться с телефонным мошенничеством и спамом и работает без мобильного интернета как на смартфонах, так и на кнопочных телефонах. Эта функция позволила снизить количество жалоб на телефонное мошенничество от основных источников мошеннического трафика в шесть раз. Сейчас на российском рынке существует также приложение против спама от МТС, с помощью которого абонент любого отечественного оператора может определить, кто ему звонит, а также пожаловаться на спам. У «Мегафона» и Tele2 тоже есть свои сервисы по борьбе с мошенничеством.