Войти в почту

«АвтоВАЗ» хочет увеличить утильсбор для импортных автомобилей до миллиона рублей за пять лет

Обновлено в 19:40

«АвтоВАЗ» хочет увеличить утильсбор для импортных автомобилей до миллиона рублей за пять лет
© BFM.RU

Глава «АвтоВАЗа» предлагает увеличить утильсбор для импортных автомобилей почти до 1 млн рублей к 2029 году. О том, что глава компании Максим Соколов как председатель экспертного совета при комитете по промышленности и торговле Госдумы предложил ввести поэтапно растущую шкалу утильсбора, стало известно еще на прошлой неделе, а сейчас появились конкретные цифры.

В этом году утильсбор предлагается поднять с 300 тысяч до 550 тысяч рублей, к 2025 году — до 660 тысяч рублей, а к 2029-му — практически до 1 млн рублей. Речь идет о машинах с двигателем от одного до двух литров, сообщил Максим Соколов на расширенном заседании комитета Совета Федерации по экономической политике. Ранее он отмечал, что эти меры позволят защитить российский рынок от китайских конкурентов.

Насколько это целесообразно и перспективно? Комментирует автоэксперт, ведущий телеканала «Авто плюс» Павел Федоров:

Павел Федоров автоэксперт, ведущий телеканала «Авто плюс» «Речь идет о машинах, которые попадают в прямую конкуренцию с продукцией «АвтоВАЗа», то есть у них других моторов нет, у них все укладывается в промежуток 1,6-1,8, в перспективе два литра. На фоне того, что китайцы начали привозить более доступные автомобили, схожие с продукцией «АвтоВАЗа», российскому производителю очень сложно выдерживать конкуренцию, поэтому нужны дополнительные заслоны. Утильсбор поднимался уже не раз, китайцы великолепно преодолевают этот порог, который выставляется государством, готовы давать скидки, объем, при этом они не спешат локализовать производство в России. Если бы они играли по тем же правилам, что «АвтоВАЗ», производили бы на местном рынке, платили бы здесь налоги, развивали НИОКР и так далее, им было бы это делать все сложнее. У нас пока только один такой пример — Haval в Тульской области, который вложился здесь, поэтому у них продукция создается по местным канонам фактически. Неслучайно Haval — один из самых доступных и популярных автомобилей на нашем рынке, потому что эта продукция производится здесь. Но чтобы держаться здесь на плаву, чтобы успеть запустить новые продукты, нужен какой-то лаг, какое-то преимущество, и вот этот утильсбор позволит создавать свою конкурентоспособную продукцию. Вопрос суммы очень связан с себестоимостью продукции и автомобилей. У нас они сейчас очень дорогие, и это напрямую связано с покупательной способностью населения. Если бы у нас население чувствовало себя хорошо, и как раз то население, которое нацелено на продукцию «АвтоВАЗа», а это бюджетный, доступный автомобиль, и покупало бы их, несмотря ни на что, наверное, вопрос так остро не стоял бы. А сейчас получается, что у этих людей уже денег нет, кредитные возможности тоже практически исчерпаны, все население закредитовано, у нас больше половины автомобилей продается в кредит, и становится все сложнее и сложнее, нужно как-то защищаться».

С точки зрения отечественного производителя — это логичный шаг. При этом если ввести сразу такой утильсбор, то большая часть иностранных производителей уйдет с рынка. Продолжает автоэксперт, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:

Игорь Моржаретто партнер аналитического агентства «Автостат» «Просто это будет удар в первую очередь по нашему потребителю, потом по иностранным производителям, которые работают здесь. Говорят, что они после этого побегут создавать у нас производство. Во-первых, не побегут, рынок наш маленький, в прошлом году миллион, это небольшие цифры, Китай для сравнения: 28 миллионов. Во-вторых, большие шансы попасть под санкции американские, европейские и прочие тех стран, которые с нами сейчас не дружат. Соответственно, китайцы сюда строем сборочные производства не придут создавать, но есть шанс, он и сейчас есть, что китайские партнеры совместно с российскими создадут какие-то предприятия, примеры у нас есть. Но ни один из этих проектов не может пока сразу обеспечить высокий уровень локализации, потому что они находятся в самом начале. Чтобы достигнуть требуемого уровня локализации, потребуется три, а лучше пять лет. Вот сейчас обрушить рынок легко, защитить так отечественного производителя, может быть, можно, но он, оставшись без конкурентов, тоже начнет повышать цену, это закон экономики. Я вообще против таких ужасных утилизационных сборов, которые к утилизации отношения не имеют. Но, к сожалению, такое повышение утилизационного сбора будет очень болезненно для покупателей в первую очередь. Если его применять, то вкупе с какими-то мерами, которые бы позволили быстро развить те производства отечественные с иностранными партнерами. Например, снять требование немедленно довести то и это, это просто физически невозможно, освободить их от уплаты утилизационного сбора, и будут развиваться и «Автотор», и «Москвич», и «Соллерс», и некоторые новые предприятия, а просто ввести — это значит обрушить рынок».

О необходимости индексации утильсбора Соколов говорил неоднократно. Последний раз она проводилась в августе 2023 года.

Но, по словам экспертов, китайские производители каждый раз преодолевали новые ценовые пороги.