Войти в почту

Телеканал "78" исследует общепит и автопром Петербурга

На петербургском телеканале "78" стартовал второй сезон проекта "Гид 78. Рестораны Петербурга". Ведущие вместе с экспертами уже исследовали уровень сервиса в отелях и хостелах Северной столицы, а сейчас параллельно с качеством общепита проверяют также услуги в сфере автобизнеса. Миссия проекта - научить зрителей требовать качественных услуг, а бизнес - эти услуги оказывать. "Мы показываем и минусы, и плюсы, честно говорим, где хорошо, а где плохо", - подчеркивают на телеканале.

Телеканал "78" исследует общепит и автопром Петербурга
© Российская Газета

Корреспонденты "РГ" побывали на съемках одной из программ.

"Зачем пришли блогеры?"

Команда из трех человек - оператор, ведущая Анна Гаврилова и эксперт - входят в ресторан на Садовой улице, непрерывно снимая на телефоны. Как только они располагаются за столиком, сразу подходит менеджер.

- Почему вы снимаете?

- Мы блогеры, делаем обзор.

Вопросов больше нет, и оператор выставляет на столик сразу три камеры, а еще одну укрепляет на соседнем. И начинается работа: обсуждение меню, сервировки, а затем и качества блюд. Оценивается все: от времени ожидания официанта и заказа до наличия дополнительных сервисов (например, для детей) и чистоты в туалете.

Персонал ресторана еще не знает, что про их работу уже известно практически все: вторая ведущая Анастасия Сесицкая - часть их коллектива. Она устроилась официантом, поэтому разбору подвергнут и состояние кухни, и товарное соседство в холодильниках, и даже форму поваров. Сотрудники разных цехов перекидываются мнениями, зачем пришли блогеры, но в целом заняты своими обязанностями.

- Идея снимать такую программу родилась из моего собственного опыта, - рассказывает Анастасия. - С 15 лет я сама зарабатывала себе на жизнь и начинала как раз официанткой, доросла до администратора и менеджера крупного сетевого заведения. Поэтому я вижу особенности работы и профессиональным взглядом, и как обычный клиент.

Анастасия и Анна дружат, программу решили делать вместе. От выпуска к выпуску меняются ролями, разыгрывая, кому сегодня заказывать, а кому обслуживать.

- В 90 процентах случаев при приеме на работу у нас не спрашивают не то что санкнижку, но даже паспорт, - рассказывают ведущие. - В одном заведении провели четырехчасовой тренинг, а в другом - сразу сказали выходить на стажировку, даже без собеседования.

Чаще всего, кстати, стажировка официантам не оплачивается. А вот стоимость заказа для программы компенсирует телеканал. Суммы не такие уж и большие, но подбор заведения учитывает интересы самой разной публики: кому-то важен недорогой и вкусный бизнес-ланч, кому-то хочется устроить красивый романтический вечер, а кому-то - организовать поход в веселый и безопасный ночной клуб.

Ради позитивных изменений

Из тысяч кафе, ресторанов, баров Петербурга ведущие стараются выбирать прежде всего тех, кто собирает большое количество негативных отзывов. В первом сезоне изучали точки крупных сетевых брендов и оценивали, как устроен бизнес у настоящих акул общепита. Во втором сезоне стали выбирать небольшие заведения.

- Мы - д.Артаньяны! - в один голос заявляют Анастасия и Анна. - После пандемии коронавируса был введен мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, и он продолжает действовать. Кто-то пользуется этим, чтобы экономить на качестве, а кто-то просто не замечает недостатков - что называется, глаз замылился. Мы все покажем и расскажем абсолютно объективно, нам никто не платит за то, чтобы мы сделали программу в определенном ключе. Хотя попытки предложить денег были.

Воспитательный момент в программе есть и по отношению к клиентам. Довольно часто гости обращаются с официантами унизительно, получают удовольствие от того, что могут ими командовать. Лица таких "хозяев жизни" на экране не показывают, но узнать себя можно. Неприятное зрелище, правда?

Чаще всего команда проекта не сообщает с порога, что они - официальные сотрудники телеканала. Однако силу "четвертой власти" осознают и используют. Например, при съемках программы, снятой в одном из популярных у студентов недорогих баров у станции метро "Звенигородская", на кухне нашли плесень и тараканов, меню было липким от грязи, а официанты - пьяными. В региональное управление Роспотребнадзора отправили официальную жалобу, проверка должна завершиться в течение месяца.

Есть, кстати, и обратная схема. Если становится известно о том, что надзорное ведомство нашло нарушения в каком-то заведении и приостановило его деятельность, то после открытия ведущие приходят оценить позитивные изменения. Как правило, они есть, и существенные.

Вернули три миллиона рублей

Если вас плохо обслужили, накормили несвежими продуктами или просто-напросто обсчитали, вы тоже можете пожаловаться в программу "Гид 78. Рестораны Петербурга", и Анастасия и Анна придут на помощь. По этому же принципу построена программа "Гид 78. Автомобили". Анастасия Сесицкая не жалеет для съемок даже личную машину.

- Мы оцениваем работу компаний, так или иначе связанных с автомобильным бизнесом - продажа, ремонт, автомойки, - поясняет она. - Я водитель со стажем, люблю автомобили и разбираюсь в них, но в данном проекте очень удобно выглядеть девочкой-блондинкой и наблюдать, как меня пытаются развести на деньги.

Пока Анастасия хлопает ресницами и общается с менеджером по продажам или автомехаником, в "секретном автобусе" за происходящим с помощью мониторов наблюдают эксперты - автоюрист, опытный "продажник" и механик. Для съемки программы в автосервисах в машине Анастасии иногда даже выводят из строя какой-то незначительный узел - сотрудник начинает "впаривать" дорогой и длительный ремонт, да к тому же детали могут оказаться "б/у". На мойках чаще всего ловят за руку мошенников, которые обещают дорогие импортные шампуни и воски, а на деле моют машину чуть ли не шваброй с хозяйственным мылом. На одной из программ скрытая камера зафиксировала, как при чистке салона сотрудник взял деньги из бардачка - 500 рублей. Но вот при покупке автомобиля издержки оказываются куда как существеннее. Недавно с помощью "Гид 78. Автомобили" житель Ленобласти Алексей смог вернуть около трех миллионов рублей.

Сейчас Анастасия Сесицкая (на фото слева) работает над новым выпуском программы. Фото: Архив программы "Гид 78. Автомобили"

- Ему продали Audi Q5 за 1,7 миллиона рублей, - рассказывает ведущая, - но после включения всех дополнительных услуг цена автомобиля составила почти 2,9 миллиона рублей. К примеру, карта "Помощь на дорогах" стоила 600 тысяч рублей.

При этом оказалось, что пробег автомобиля скручен, а двигатель нуждается в ремонте - не работает турбина, есть задиры в цилиндрах. Но самостоятельно Алексей не смог ни расторгнуть кредитный договор, ни вернуть машину в соответствии с законом о защите прав потребителей. И только слаженная работа всей съемочной группы освободила его и от кабального договора, и от долга перед банком, и от автохлама. Кроме того, несостоявшемуся автовладельцу компенсировали моральный ущерб в размере 20 тысяч рублей. А создатели программы предупредили потенциальных клиентов автосалона на проспекте Маршала Жукова: "Мы рекомендуем уделять больше внимания при подписании документов в данной компании" - но отметили, что руководство старается урегулировать спорную ситуацию.

- Нижнего предела нет, - рассказывает Анастасия Сесицкая, - мы исходим только из истории, которую рассказывают пострадавшие. Однако прежде чем начать съемку, все тщательно проверяем. И если рассказанное правда, то телевидение - это то место, где вам помогут.

Еще одна история, которая тоже завершилась благополучно, - о ремонте автомобиля "Мерседес". По условиям договора официальный дилер пообещал при покупке авто с пробегом гарантию на двигатель и коробку передач, но в итоге покупателю пришлось выложить более 300 тысяч рублей из собственного кармана. Вернуть удалось 135-50 тысяч, которые были переведены физическому лицу как за замену масла, - но предполагался ремонт коробки "сверх гарантии", и 85 тысячи рублей за ее реальный ремонт в автосервисе. Кстати, "премию" предлагали и лично Анастасии - чтобы запись не вышла в эфир. Но ее в любое время можно посмотреть на официальном сайте телеканала и в соцсетях.

Справка "РГ"

Программа "Гид 78. Рестораны" выходит еженедельно по пятницам в 14.30

"Гид 78. Автомобили" - по субботам в 20.30.