Эксперты оценили просьбу латвийского перевозчика не запрещать закупки в России
Если в Латвии будет введен запрет на поставки российских и белорусских запчастей для железнодорожных составов, большинство которых произведены еще в СССР, местным железнодорожникам ничего не останется как перейти на параллельный импорт, либо прибегнуть к "каннибализации" поездов, считает заведующий московским отделом Института проблем транспорта РАН Владимир Цыганов.
Так в разговоре с "РГ" эксперт прокомментировал новость о том, что единственная в Латвии компания, которая перевозит пассажиров по ширококолейной железной дороге, AS Pasažieru vilciens (PV) попросила Евросоюз не вводить запрет на поставки запчастей из России и Беларуси. Об этом в понедельник сообщила TVNET.
В направленном в латвийский сейм письме говорится, что большая часть имеющихся у PV поездов спроектирована еще во времена СССР, запчасти на которые не производятся в странах ЕС.
Сообщается, что бюджетно-финансовой комиссией сейма сейчас рассматриваются поправки к закону о закупках предприятиями-поставщиками общественных услуг, согласно которому претенденты должны гарантировать отсутствие поставок российских и белорусских товаров и услуг. В письме к участникам комиссии PV обратила внимание, что изменения в законодательстве могут повлиять на непрерывность предоставления услуг на региональных железнодорожных маршрутах.
В компании подчеркивают, что если власти не сделают для них исключение, железнодорожники не смогут предоставлять пассажирам безопасные и непрерывные транспортные услуги.
В PV также отметили, что существующий запас запчастей по отдельным показателям может быть израсходован уже текущей весной. По заверениям компании, там постоянно ищут альтернативные решения, но заменить многие запчасти на аналоги из ЕС невозможно, поскольку они не подходят для данных моделей поездов.
В свою очередь Владимир Цыганов напоминает, что Латвия использует ту же ширину железнодорожной колеи, что и Россия - 1520 мм. Причем такая колея характерна для всей Прибалтики. Следовательно, и подвижной состав там также рассчитан именно на такую ширину колеи. Для сравнения: в Европе колея - 1435 мм.
При этом, по словам эксперта, Латвия по-прежнему входит в Совет по железнодорожному транспорту стран СНГ и Прибалтики, в рамках которого Россия продолжает поставки необходимых комплектующих.
Доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова также говорит о тесном сотрудничестве России в рамках Советского Союза со странами Прибалтики, в том числе и с Латвией. По ее словам, Рижский вагоностроительный завод был одним из ключевых в Союзе и крупнейшим в Европе по производству пассажирских электропоездов.
"В советский период было выпущено порядка 20 тысяч таких поездов, которые можно встретить и сейчас как в России, так и соответственно в Латвии. В Советском Союзе была своя сеть производителей, поэтому часть запчастей для готовой продукции Латвия получала с российских заводов", - объясняет Новикова.
Если сейм примет указанный законопроект, у PV будет только два варианта для решения проблемы, считает Владимир Цыгановт, - либо закупать запчасти по параллельному импорту, например, у Литвы или Эстонии (однако такой вариант возможен только пока эти страны не внесли аналогичные изменения в собственное законодательство), либо заниматься "каннибализацией" поездов - когда один состав разбирается на запчасти для другого. Тогда как сама эта страна, по мнению Цыганова, не способна к импортозамещению из-за отсутствия необходимых производственных мощностей.