Глава «Транснефти»: вопрос с затовариванием российских НПЗ решен

Проблема с затовариванием российских НПЗ решена. Избыток нефтепродуктов на заводах был временным, сейчас такой проблемы уже нет, заявил глава «Транснефти» Николай Токарев в беседе с «Интерфаксом». Из-за чего возникло затоваривание, он не уточнил.

Глава «Транснефти»: вопрос с затовариванием российских НПЗ решен
© BFM.RU

В Минэнерго пояснили, что прирост производства разных видов топлива в апреле помог компенсировать выпадающие объемы из-за плановых и внеплановых ремонтов НПЗ. Как посчитали в ведомстве, были увеличены нормативы продаж топлива на бирже и налажен ритмичный вывоз нефтепродуктов с НПЗ.

Откуда вообще взялось затоваривание? Говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Ситуация развивалась так, Украина наносила удары дронами, и это наложилось на некоторые проблемы с запчастями на НПЗ, то есть где-то были проблемы, скажем, на «Норси», нижегородском заводе «Лукойла», не столько из-за атак дронов, сколько потому что там произошла технологическая авария, а часть оборудования было импортным. К сожалению, импортозамещение сложно осуществить быстро, эффекты атак дронов, плюс эти непредусмотренные ремонты, ремонты по расписанию — все это вместе привело к снижению выпуска нефтепродуктов РФ, на 10%, может, чуть больше, вывоз нефтепродуктов уменьшился на этот параметр, Россия запретила экспорт бензина. Чтобы решить проблему с учетом атак дронов и аварий, и ремонтов, была использована оптимизация логистики. Проводились совещания вице-премьера Новака с нефтяниками и железнодорожниками, и к ним стали подключаться какие-то люди, занимающиеся розничным рынком нефтепродуктов и оптовым рынком, предоставили приоритет нефтепродуктам в перевозке по железной дороге и сумели сделать так, что один завод загружается больше, в то время как другой завод останавливается после аварий или атак дронов. Но эти логистические усилия стали упираться иногда в узкие горлышки, и эти горлышки не столько пропускная способность какой-то конкретной железнодорожной ветки, но и нефтебаза, то есть где-то нефтебаза оказалась переполненной, потому что ее стали заполнять активнее, чем раньше, с других заводов. Но по мере того, как стали заводы прикрывать системами ПВО, вроде как ситуация стала более-менее разрешаться, думаю, через пару месяцев она станет еще легче».

В апреле «Транснефть» предупредила компании о затоваривании на крупнейшей в Москве Володарской нефтебазе. Оптовые цены на бензин в апреле даже снижались, в первую очередь из-за больших объемов товара.

На самом деле, к избытку готовой продукции на НПЗ привел целый ряд факторов, считает руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа имени Губкина Вячеслав Мищенко:

Вячеслав Мищенко руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа имени Губкина «Речь идет о хранилищах, о мощности по хранению произведенных нефтепродуктов. Вся ситуация, которая возникала и в прошлом и нынешнем годах, когда превентивно попытались решить вопрос дефицита моторных топлив на российском рынке, связана с тем, что ввели запрет на экспорт светлых нефтепродуктов, в частности, бензина. В связи с диспропорцией, которая возникла на рынке летом прошлого года и к сентябрю, было принято решение на уровне правительства временно запретить вывоз бензина и дизельного топлива из РФ. Поэтому текущая ситуация связана тоже с этим не совсем стабильным состоянием рынка, когда мы в период посевной превентивно закрыли экспорт. Заводы, которые производили и производят всю номенклатуру нефтепродуктов, вынуждены были перерабатывать бензин, не имея возможности его вывезти за пределы российского рынка, где-то его хранить. Потребление тоже не всегда регулируется, рынок, его эластичность тоже имеет определенные пределы. Когда возникают такие диспропорции, тем более на фоне запретов, возникает проблема хранения. Причина всего происходящего — диспропорция цен, которая существует между внешними рынками, мировым рынком и внутренним рынком. Но сейчас с учетом еще и мощнейшей санкционной волны демпферный механизм не покрывает все издержки или эту разницу, возникают такие моменты, как запреты или ограничения на вывоз того же бензина».

Как писали СМИ со ссылкой на «Транснефть», приоритетная поставка нефтепродуктов по сети РЖД привела к тому, что на многих региональных рынках возник переизбыток топлива. Одновременно поступали и новые нефтепродукты, и старые, закупленные два месяца назад. Исключением стал лишь рынок Дальнего Востока.