Что такое лямбда-зонд и зачем он нужен в автомобиле

СодержаниеЧто такое лямбда-зондДля чего нужен лямбда-зондГде находится лямбда-зондКаков ресурс датчика лямбдыКак понять, что датчик лямбда-зонд вышел из строяМожно ли ездить с неисправным лямбда-зондомКак заменить лямбда-зондКакой лямбда-зонд лучшеПрошивка или «обманка лямбды»: зачем ее делают
Лямбда-зонд – уязвимая деталь автомобиля, поскольку находится в агрессивных условиях. От чего он страдает, какие поломки возможны, как их устранить и во сколько это обойдется, узнаете из материала «Автокода».
Что такое лямбда-зонд
Лямбда-зонд – это деталь, которая регистрирует количество кислорода в системе выхлопных газов транспортного средства. Лямбда-датчик следит за смесью газов, которую вырабатывает машина, и передает данные ЭБУ, а тот – мотору автомобиля.
Чтобы мотор ТС функционировал исправно, ему требуется определенное количество воздуха и топлива. В этом случае безупречным пропорциональным соотношением воздушной смеси и топливного горючего принято считать 14,7:1, где:
14,7 – воздушная часть;1 – топливная часть, то есть лямбда.
В зависимости от своих функций машина может иметь от одного до четырех лямбда-датчиков.
Для чего нужен лямбда-зонд

Функции лямбда-зонда заключаются в следующем:
Влияет на исправную работу катализатора. Тесно связан с каталитическим нейтрализатором, поскольку выполняет смежную функцию. Катализатор очищает продукты сгорания, а лямбда-зонд изучает состав выхлопных газов до и после работы нейтрализатора. Снижает количество вредных выбросов, так как регистрирует состав выхлопных газов. Следит за содержанием кислорода в «выхлопе».Передает данные ЭБУ. Электронный блок узнает, достаточно ли сгорает топливно-воздушная смесь.Увеличивает работоспособность движка, поскольку следит за составом выхлопных газов.
Функции зонда влияют на местоположение детали в конструкции автомобиля.
Где находится лямбда-зонд

Лямбда-зонд может находиться в нескольких местах:
В подкапотном пространстве. Этот лямбда-зонд находится рядом с мотором машины – его легко обнаружить, если открыть капот. Подкапотный датчик изучает состав смеси газов до того, как она очистится катализатором. В выхлопном коллекторе мотора. Такой лямбда-датчик находится в выхлопной системе и считывает информацию после того, как катализатор включился в работу. Обнаружить этот датчик не так просто – придется изучить сам выхлопной механизм. Лямбда-зонд передает данные из выхлопной трубы ЭБУ.
Точное количество лямбда-зондов зависит от марки и модели авто. Датчиков может быть больше из-за особенностей системы выхлопа машины.
Каков ресурс датчика лямбды

Как и остальные детали автомобиля, лямбда-зонд может выходить из строя на определенном пробеге. Обычно автопроизводители указывают, когда желательно произвести замену детали – ее износ может отличаться у разных марок и моделей авто. В среднем, по данным производителей, деталь «живет» от 50 до 90 тыс. км пробега.
Какие неисправности лямбды возможны:
перегрев и замыкание;механические дефекты;загрязнение детали;проблемы подключения;истекший срок эксплуатации датчика и прочее.
Причины возникновения неисправностей могут быть самыми разными.
Лямбда-датчик находится под сильным химическим воздействием, а также принимает на себя давление, вибрации и высокие температуры. Поэтому важно следить за работоспособностью этой запчасти и каждый год проходить техобслуживание машины.
Как понять, что датчик лямбда-зонд вышел из строя

По каким признакам водитель может понять, что у него сломалась лямбда?
Отмечается большой расход топливной жидкости, снижается мощность мотора. Датчик не включается в работу, поэтому не регулирует состав выхлопных газов. ЭБУ при этом распределяет размер поступления топлива самостоятельно. Из-за отсутствия контроля топливо расходуется гораздо активнее нужного уровня, что влияет на работу двигателя.Горит «Чек». Очевидная вещь, на которую водитель всегда обратит внимание. Если такая лампочка загорается, следует сразу обратиться в автомастерскую – возможно, проблема кроется именно в неисправности лямбды-зонда.Высокий показатель токсичности выхлопа. Неправильную концентрацию газов в выхлопной системе можно определить по запаху, но редко. Обычно это делают с помощью диагностических инструментов.Наблюдается просадка в оборотах двигателя. Мотор может работать нестабильно из-за отсутствия контроля за составом топливной смеси. При передвижении машина может дергаться.
Можно ли ездить с неисправным лямбда-зондом

Можно, но это чревато последствиями. Поломка маленького зонда может перерасти в дорогостоящий ремонт других, более крупных и значимых деталей.
Последствия эксплуатации авто с неработоспособной лямбдой могут быть следующие:
«Откажут» свечи зажигания из-за неправильной концентрации и высокого уровня использования топливного горючего.Выйдет из строя катализатор. Датчик лямбды начнет передавать неверную информацию блоку управления, из-за чего может возникнуть термическая перегрузка катализатора.Двигатель потребует ремонта из-за некорректной работы топливной системы.
Чтобы не допустить серьезных поломок, следует вовремя проводить диагностику и замену лямбды.
Как заменить лямбда-зонд

Ремонт лямбды зависит от степени нарушения детали. Иногда зонд просто загрязняется – тогда его достаточно почистить. Но чаще требуется его полная замена. Для точной диагностики следует обратиться к специалистам.
Если опыт и знания позволяют диагностировать и оптимизировать датчик, можно это сделать самостоятельно.
Чтобы починить лямбду без помощи мастера, нужно выполнить четыре шага:
Шаг 1. Осмотреть кислородный датчик. Если на нем есть следы нагара, следует их убрать. Если причина только в загрязнении, этого будет достаточно для восстановления работоспособности детали.
Шаг 2. Если датчик неисправен по другой причине, следует его заменить. Нужно снять неисправный лямбда-зонд с помощью специально подобранного ключа.
Шаг 3. Необходимо смазать резьбу новой детали для ее легкой установки.
Шаг 4. Следует вкрутить новый лямбда-зонд на место старого.
Если поломка устраняется у мастеров, услуга по замене детали будет стоить от 500 рублей. Точная стоимость работы будет зависеть от региона, где производится ремонт, а также от марки и модели авто.
Какой лямбда-зонд лучше

Определенного ответа на этот вопрос нет. При выборе лямбды-зонда важно ориентироваться на марку и модель автомобиля. Подбирать деталь следует с учетом индивидуальных технических характеристик.
Цены кислородных датчиков отличаются в зависимости от бренда. Средняя стоимость лямбды-зонда составляет около 3 000 рублей.
Прошивка или «обманка лямбды»: зачем ее делают
На многих автомобилях выходит из строя сам катализатор – он забивается продуктами горения. Тогда лямбда-зонд начинает «ругаться». Происходит снижение работоспособности каталитического нейтрализатора или возникает ошибка у второй лямбды, которая установлена после катализатора.
Как автомобилисты справляются с этой проблемой? Они «обходят» систему выхлопного контроля.
Многие из владельцев, которые убирают катализатор, перепрошивают автомобиль на более пониженную Евронорму – Евро-0 или Евро-2. Тем самым они «отшивают» второй лямбда-зонд.

Также вместо этого можно поставить «обманку» катализатора. Это делается для того, чтобы лямбда-зонд, который установлен после катализатора, не делал коррекцию и «пропускал» ошибки выхлопной системы.
Из-за выбитого катализатора водители ищут пути обхода – если деталь вышла из строя, менять второй лямбда-зонд нет смысла.
Напоминаем, что через сервис «Автокод» можно проверить авто, а также посмотреть объявления о продаже авто со всех досок, проверить и оплатить штрафы по госномеру машины, подать заявку на автокредит и оформить ОСАГО с выгодой до 5 500 рублей.
Автор: Анна Никулина