Войти в почту

Сталь, литье или ковка: какие колесные диски выбрать

Ещё Генри Форд считал, что внешний вид автомобиля на 80% зависит от колёс. А он, как известно, состоят из покрышки, которая визуально мало изменилась с тех пор, и той самой несущей конструкции – диска. Сегодня вариаций стало куда больше, а доступность - куда выше: при желании можно отыскать самый изысканный, редкий или «именитый» вариант. При желании и возможности, конечно, поскольку некоторое «литьё» запросто может стоить, как бюджетный автомобиль. Кто не верит, может взглянуть на стоимость, штатно устанавливаемых, скажем, на Aurus или тот же Rolls Royse. Впрочем, и куда более распространенные кроссоверы Mercedes могут похвастаться запредельными «тарифами»: например, оригинальный комплект дисков на Mercedes GLE обойдется в 800 000 рублей. Почти LADA Granta. Но не будем о грустном – начнем с малого.

Сталь, литье или ковка: какие колесные диски выбрать
© Quto.ru

Стальные

Бюджетные модификации любого автомобиля придут к своим владельцам на стальных дисках – «тазиках». Просто железо с дырками, иногда, волей производителя, и в более изощренных формах как у Opel Astra G с его фирменными «цветками» – но, тем не менее – тривиальная «штамповка». У которой, кстати, есть свои плюсы: дешево стоит и легко правится хоть молотком прямо на месте, откуда, собственно, и произрастает любовь отечественных джиперов к дискам фирмы OffRoadWheels. Делаются они тривиально: из различных листов стали высекают заготовки, которые после обрабатывают и сваривают друг с другом. Буквально, как в популярном индийском сюжете, где мужики в замасленных пижамах и шлепанцах на видавших виды станках из ржавого и старого делают красивое и новое.

© Freepik

Впрочем, минусов у «штамповки» куда больше: «тазики» быстро теряют внешний вид, начинают ржаветь , да и первоначально выглядят некрасиво. Успешно справляются с ролью общепринятого символа дешёвой машины. Не даром их очень часто стараются прикрыть пластмассовым колпаком: тем самым, который легко ломается и регулярно улетает на обочину от первой же кочки. Кстати, о кочках: простота выпрямления имеет обратную сторону. Стальные диски очень легко гнутся и теряют форму, регулярно нуждаясь в правке. Отбалансировать колёса на штамповке – сложная процедура, не всегда заканчивающаяся успехом. Кстати, они ещё и весят немало, но ключевой недостаток – конечно, внешний вид. Поэтому в наших широтах, где испокон веков встречают «по одежке», их сразу же стараются поменять на нечто более стильное.

© Freepik

Какими лекарствами нужно дополнить стандартную автоаптечку

Литые

Общепризнанный лидер в первой, периодически прямо в дилерском центре производимой доработке любой машины – литьё. Дорогие комплектации идут уже на таких дисках, а новоявленный обладатель бюджетной тут же пытается скрыть этот недостаток путём установки новых колёс. Литые, как прямо следует из названия, изготавливают методом литья. Металл – алюминий, в который добавляют различные присадки, разогревается до жидкого состояния, после чего заливается в формы. Далее заготовку фрезеруют, дорабатывают, красят и отправляют заказчику транзитом через склад.

Литой диск не только лучше выглядит и меньше весит, чем штампованный, но и куда надежнее. Повредить его в разы сложнее сложнее, он дольше держит правильную форму даже на многострадальном российском асфальте и спокойнее переносит свидание, например, с бордюром. Царапается, конечно, но непреодолимых последствий, кроме рези в глазах, не вызывает. Можно ехать дальше. Но есть у «литья» и свои недостатки: оно намного, в разы дороже, штамповки, а ремонт – целый квест.

Во-первых, если диск треснул, но заварить его электродом на коленке, как «тазик», уже не получится: нужна газовая среда и опытный мастер. Во-вторых, потерявший геометрию литой диск должен правильно и строго по регламенту «прокатываться»: его разогревают в муфельной печи, далее «отпускают», потом катают, потом снова греют и опять охлаждают «по науке». Так делают не везде и не все «поставщики услуг», поэтому регулярно происходит следующее: только что прокатанные на станке «за недорого» диски остаются круглыми буквально до первой ямы. А дальше начинаются удары в подвеску, тремор руля и другие, крайне неприятные и очень опасные симптомы. Ездить на таких колесах уже нельзя – подвеску жаль, да и от управляемости автомобиля ничего не останется. Только менять.

© Adobe Fotostock

Автотуристам на заметку: как выжить во время урагана

Литые диски стоят на всех автомобилях премиальных брендов и на богатых комплектациях более доступных марок и моделей. Отдельно стоит сказать об «оригинальных» дисках: нет, сами автомобильные бренды их не делают – заказывают на профильных производствах. В России, например, таких заводов два: красноярский «КиК» и дивногорский СКАД, на котором и заказывали диски на множество ранее локализованных в России машин: Toyota, Nissan, Renault и многие другие. Кстати, тот самый драгоценный диск на Aurus тоже делают здесь.

© Mercedes Benz
© Mercedes Benz

Кованые

Вершина эволюции колесного диска, самый надёжный и самый лёгкий. Конечно же, самый дорогой – кованый диск. Доступен только супер-премиальным и спортивным автомобилям во всем мире, кроме России.

У нас больше всего кованых дисков стоит на автомобилях «Жигули». Впереди планеты всей мы оказались благодаря трем отечественным предприятиям: Верхнесалдинскому металлургическому производственному объединению, которое каждый водитель в России знает по аббревиатуре ВСМПО, раллистам АвтоВАЗа, учредившим в 1993 году компанию «СЛИК», и, конечно, Ступинской металлургической компании, «СМК», которая сама по себе является одним из крупнейших производителей таких дисков в мире, которую признали за лучшую даже чопорные и патриотичные японцы. Большинство колес «СМК» продаётся за пределами нашей Необъятной.

© Freepik

Куплю недорого: какие запчасти имеет смысл покупать на разборке

Кованые диски делаются тоже из алюминия, но методом горячей штамповки, то есть фактически с применением авиационных технологий, а сам алюминий, благодаря легирующим добавкам магния, меди, кремния и марганца, принято называть «авиационным». Кусок металла сначала прессуют огромным прессом, потом придают форму, отдаленно напоминающую кастрюлю, а дальше снова разогревают и загоняют снова в штамповочный цех – для придания окончательной формы. Далее – термообработка и доработка на станке, включая сверловку. Благодаря всем процедурам и присадкам, «ковка» становится невероятно прочной, пластичной и упругой. Сломать кованый диск невероятно сложно, погнуть – ещё труднее. А весит он намного легче литого. Помимо чудовищно высокой цены, у кованых дисков есть только один недостаток: там, где литой диск или «штамп» примет весь удар на себя, «ковка» передаст дальше – прямиком на подвеску и кузов. Но сам кованый диск – практически непобедим. Покрасил царапины – и поехал дальше: хоть на раллийную трассу, где выживают только такие, хоть на обычную дорогу общего пользования. Разницы – никакой.

© Freepik