Оформить европротокол можно будет быстрее
Возможность всем страховщикам подключить свои информационные системы к единой государственной информсистеме ЕСИА позволит увеличить количество инструментов для оформления онлайн-извещения о ДТП. Это, в свою очередь, поможет большему числу автовладельцев сберечь нервы и силы, оформляя европротоколы без вызова полицейских. Такой законопроект Министерство финансов разместило на портале проектов нормативных правовых актов 11 июня. «Парламентская газета» выясняла плюсы и минусы документирования аварии по упрощенному стандарту.
Подключить всех страховщиков
Согласно действующему закону, размер максимальной компенсации при оформлении факта ДТП по европротоколу зависит от наличия разногласий между участниками аварии и фотографий повреждений. Например, если фото есть, а разногласий у водителей не возникло, компенсация может составить до 400 тысяч рублей. Если фото были сделаны, но участникам ДТП не удалось достичь согласия, выплата составит до 100 тысяч рублей. Такой же лимит установлен для случаев, когда фото сделаны не были, но и разногласий не возникло. В случаях, когда прийти к согласию не удалось, а фото нет, рекомендуется обойтись без европротокола и вызвать ГИБДД.
В Минфине решили усовершенствовать механизм, дав возможность оформлять электронное извещение о ДТП через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) клиентам всех страховщиков ОСАГО. В настоящее время возможность оформить извещение о ДТП без вызова сотрудника полиции и заполнения бумажных бланков в рамках сервиса «Европротокол онлайн» предоставляются исключительно с помощью мобильных приложений «Госуслуги.Авто», «Помощник ОСАГО», а также с помощью мобильных приложений двух страховых организаций — членов Российского союза автостраховщиков.
Заявки остальных компаний отклонены по причине того, что в законе отсутствует информация о необходимости для данного типа организаций оформления извещения о ДТП в форме электронного документа с использованием ЕСИА, сообщается в пояснительной записке к проекту закона.
Отсутствие правового основания для подключения информсистем страховщиков к ЕСИА ставит организации в неравное положение. Предложенные Минфином изменения такую возможность предоставляют и обеспечивают страховщиков основанием для подключения к ЕСИА. Это будет способствовать увеличению количества случаев, оформляемых автовладельцами без вызова сотрудников полиции, уверены в Правительстве.
Адекватная реакция
Поправки в закон об ОСАГО в целом абсолютно адекватные и разумные, считает член общественного совета ГУ МВД Петр Шкуматов. «Действительно, сегодня страховые компании обладают возможностями электронного урегулирования убытков по ОСАГО, в частности по механизму европротокола. Однако странные формулировки в законе об ОСАГО мешали им это сделать. С принятием нового закона извещение о ДТП можно будет подать любым электронным способом: через мобильное приложение, сайт страховой компании, портал госуслуг и другие каналы. Это очень удобно для автовладельцев, и уже внедрено многими страховыми компаниями», — уточнил эксперт.
Петр Шкуматов напомнил, что во время локдауна, вызванного пандемией COVID-19, многие страховые компании впервые внедрили систему удаленного урегулирования убытков, «включая подачу извещения о ДТП по электронным каналам, таким как электронная почта». Опыт показал, что никакого роста мошенничества не произошло.
«Наоборот, это удобно, современно и экономит время как автомобилистам, так и сотрудникам страховых компаний. Поэтому я полагаю, что эти поправки своевременные, разумные и правильные. Их принятие будет большим благом для автомобилистов, которые смогут оформлять ДТП максимально быстро, комфортно и удаленно, без необходимости использования специальных приложений, которыми они не пользуются по своим причинам», — отметил общественник.
Верхняя граница европротокола
С другой инициативой, совершенствующей механизм европротокола, выступили депутаты фракции «Новые люди». Они предлагают поднять верхнюю границу страхового возмещения по ОСАГО, причитающегося потерпевшему при оформлении аварии без участия полицейских и при наличии разногласий между участниками. Такой депутатский законопроект, поддержанный ранее Правительством, Госдума планирует рассмотреть на пленарном заседании 18 июня, отметил в беседе с «Парламентской газетой» соавтор поправок, первый зампред IT-комитета Госдумы Антон Ткачев.
Он напомнил, что по итогам 2022 года процедурой оформления европротокола воспользовались более 900 тысяч автомобилистов, и это количество постоянно растет.
«Европротокол — это удобство и экономия не только времени самих участников ДТП, но и сотрудников ГАИ, что позволит более эффективно использовать их ресурс. Все говорит о том, что процедура популярна не просто так. В то же время необходимо учитывать и объективные факторы повышения стоимости запчастей и ремонта автомобилей, для этого нужно провести индексацию пороговой планки выплаты, чтобы она соответствовала рынку. Напомню, что эта цифра уже повышалась: в 2014 году указанные выплаты были повышены с 25 до 50 тысяч рублей, а в 2018 году лимит выплат был повышен до 100 тысяч рублей. Согласитесь, спустя 6 лет не увеличить сумму было бы как минимум странно», — пояснил Антон Ткачев.
Депутаты предлагают повысить лимит страховых выплат по европротоколу при наличии разногласий со 100 до 200 тысяч рублей. Правительство концептуально поддержало проект федерального закона.
Когда оформлять европротокол
Сначала нужно выяснить, имеют ли участники ДТП действующие полисы ОСАГО. Сделать это можно либо введя данные полиса на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА), либо через мобильное приложение «ДТП. Европротокол». Наличие полисов автогражданки у всех участников столкновения является вторым непременным условием применения европротокола при отсутствии жертв, напоминают эксперты финансового маркетплейса банки.ру.
Еще один важный момент — сумма ущерба автомобилю пострадавшего: нужно «вписаться» в отведенный упрощенной формой лимит. Далеко не всегда можно на глаз оценить стоимость ремонта, к тому же могут быть скрытые повреждения, которые выявятся только на СТО. Так что при наличии сомнений лучше все-таки вызвать работников ГИБДД и подождать их, пусть даже полдня.
Если вы понимаете, что удар был не сильным, например слегка помято крыло или поцарапан бампер, то можно оформляйть «упрощенку». А если повреждения явно серьезные, то лучше не рисковать.
Плюсы европротокола
Для потерпевшего европротокол — это прежде всего сэкономленное время, потому что не нужно ждать инспекторов для оформления ДТП.
Для виновника аварии профитов больше. Ведь, согласно ч.12 ст.18.13 КоАП (невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров и других правил дорожного движения), инспектор ГИБДД должен составить на виновника ДТП протокол, а санкция по этой статье предусматривает лишение прав на срок до двух лет.
Минусы европротокола
Бывает, что водитель оплачивает полис ОСАГО частями, но очередной платеж пропустил, соответственно, страховка прекратила свое действие, хотя сам бланк полиса остается у водителя. Без злого умысла участник аварии перед составлением европротокола предъявляет страховку второму участнику аварии.
Потом страховая компания, выплатив страховку потерпевшему, узнает о данном обстоятельстве, после чего имеет право потребовать вернуть уплаченную сумму как выплаченную необоснованно. Потому что нарушено условие европротокола: одновременное наличие действующих договоров страхования в отношении транспортных средств, попавших в аварию.