Китайская компания Zeekr с июля запретит продавать свои электромобили в России, пишут российские отраслевые СМИ. Официальных заявлений, уведомлений и запретов от китайского правительства или производителя Zeekr нет. По той же информации, чтобы бороться с незаконным вывозом авто, китайцы будут блокировать бортовые системы электрокаров, «всерую» проданных за рубеж после 30 июня.
Часть российских салонов, торгующих Zeekr, не исключают, что сообщение о запретах — попытка поднять хайп вокруг продаж марки. В любом случае все блокировки с 1 июля, если они даже теоретически будут, быстро разблокируют отечественные технари-умельцы, считает директор «Авилон электро» Сергей Мелюх:
— Сейчас могут перевести на русский любой автомобиль, включая Zeekr. Такие технические возможности у нас в стране точно есть.
— Была ли информация о запрете, которая распространяется, в каких-то доверенных вам источниках? Или пока это только слухи?
— Никакой официальной информации я не встречал, хотя, признаюсь, искал. То есть пока это все на уровне слухов. Я знаю только то, что большинство мировых производителей придерживаются практики запрета продажи автомобилей своих брендов из одного региона другому.
Аналогичное мнение высказал Business FM и представитель «Авто.ру» Георгий Голубев. Площадка тоже не получала уведомлений о запрете поставок Zeekr, отмечает он:
Георгий Голубев представитель «Авто.ру» «Для нас пока ничего не меняется с той точки зрения, что на «Авто.ру» представлено больше 1,5 тысячи объявлений о продаже автомобилей этой марки. Я думаю, что в ближайшее время эта ситуация не поменяется. Насчет блокировки машины: формально и сейчас существуют ограничения на то, чтобы пользоваться некоторыми брендами китайских машин с точки зрения того, что они завязаны на какую-то механику подключения машины к серверам производителя, тем не менее это, судя по количеству проданных автомобилей, не является действенной мерой».
Электромобили Zeekr — представители премиум-сегмента от концерна Geely, заменители немецких марок. Их цена на российском рынке в зависимости от модели сейчас от 6 млн до 17 млн рублей. Хотя Zeekr официально в России не представлена, эти «китайцы» на российских дорогах встречаются часто, в отличие, например, от электрокара BYD, классом чуть ниже, этакого китайского аналога хорошей Toyota, который россиянам на сердце почему-то так и не лег. А вот, например, в Узбекистане эта марка весьма популярна.
Российские компании, возящие неофициально Zeekr из Китая, закупают там машины, предназначенные для внутреннего рынка страны. А продажи электрокаров в Поднебесной в этом сегменте субсидируются местными госпрограммами. И поэтому Пекин может быть не в восторге от того, что субсидированные авто массово увозят в Россию. Поэтому риск запрета в конце июня вполне реален, считает основатель компании E.N. Cars, занимающейся поставками в Россию авто из КНР, Евгений Забелин. По его словам, в результате запрета Zeekr из России не уйдут, но подорожают на 10-13%, в том числе и запчасти:
Евгений Забелин основатель компании E.N. Cars «Информация такая есть, она подтверждается, она была долгое время, последний месяц примерно, на уровне слухов. В данный момент уже несколько дилеров в Китае, наши партнеры, подтвердили, что это вполне официально: такая информация пришла от завода, пока это в устных разговорах с представителями завода и китайскими дилерами. Официальных бумаг на эту тему пока нет, но я думаю, что скоро будут. Это однозначно коснется только машин, которые производятся для внутреннего китайского рынка. И речь сейчас в целом идет не про запрет параллельного импорта, а про запрет параллельного экспорта из Китая. Они будут всячески угрожать своим дилерам в Китае, чтобы те не продавали машины экспортерам, но это можно обойти очень легко. Добавляется прокладка в виде физического лица, которое покупает машину у дилера, и уже физическое лицо, китаец, продает машину экспортной компании, которая ее уже продает за границу. В этом случае это приведет к удорожанию, потому что экспортная компания не сможет вернуть НДС, это их основной бизнес, за счет этого они живут. Соответственно, примерно на стоимость этого НДС машины будут дороже, то есть примерно на 10-13% вырастет стоимость машин в Китае».
Ранее «Известия» со ссылкой на «Авито авто» писали, что Zeekr стала лидером в сегменте новых и подержанных электромобилей по спросу у россиян с начала марта по конец мая. И это несмотря на отсутствие гарантии производителя. Ведь официально марка в Россию не заходила. И все, что сейчас есть у владельца электрокара за десяток миллионов рублей, — добровольная гарантия дилера, у которого он купил машину.