Почему частные охранные предприятия подняли стоимость своих услуг

После теракта в «Крокусе» на 150 процентов увеличилась стоимость услуг охранников и элитных телохранителей. По словам экспертов, спрос на профессионалов со спецподготовкой и военным опытом вырос минимум в два раза. А в места массового скопления людей солидные ЧОПы предоставляют теперь только сотрудников с лицензией на оружие. Как изменился рынок частной охраны в целом, «Вечерней Москве» рассказали эксперты.

Почему частные охранные предприятия подняли стоимость своих услуг
© Вечерняя Москва

Запросы заказчиков изменились. Считается, что теперь «в цене» широкоплечие секьюрити с аналитическим складом ума, повышенной стрессоустойчивостью в экстренных ситуациях и опытом боевых действий. Но способны ли ЧОПы предоставить всем желающим таких охранников, «ВМ» выяснила в одном из самых крупных столичных частных охранных предприятий.

Инспектор частного охранного предприятия Валерий Сморгачев только-только вернулся с одного из объектов, где работают его сотрудники. Сейчас он проведет совещание, а дальше по плану еще два выезда. Нужно с потенциальными заказчиками встретиться, работу охранников проконтролировать. Рассказывает, что один из сотрудников попросил ему помочь билеты домой оформить через интернет.

«Многие охранники — как дети, — ворчит он. — Телефон дорогой купил, а пользоваться не умеет! Сегодня любой документ надо через «Госуслуги» делать, а он даже зарегистрироваться не может…»

Я пожимаю плечами: специфический, мол, контингент у вас тут трудится.

Валерий поднимает на меня глаза.

«Наши ребята — профессионалы! — парирует он. — Кто-то отслужил, кто-то в органах работал, кто-то с СВО вернулся… Просто эти новые технологии не всем нужны. Человек может с закрытыми глазами разобрать и собрать пулемет, а вот как личный кабинет в сети настроить — не знает. Ну не нужно ему это было…»

Командная работа

Валерий Сморгачев в охране с 90-х годов прошлого века, прошел, можно сказать, огонь, воду и медные трубы, а если точнее — два путча, зачистку Белого дома и работу в милиции. А в перестройку, с ее разгулом преступности, работать в органах могли только отчаянные ребята. Впрочем, как говорит сам Валерий, «мы были молодые, нам все было смешно».

— Идешь в бронежилете с автоматом в 93-м мимо Белого дома, люди подходят и спрашивают: «А вы за кого?» — вспоминает он. — А мы, граждане, за вас, чтобы вы между собой не передрались!

Из органов Сморгачев ушел в службу безопасности, отработал в охране банка и инкассации. Затем прошел отбор и попал в личную охрану: почти 18 лет был телохранителем — «белой костью» любого охранного предприятия.

Кто-кто флюорографию просрочил? У мошенников появилась новая схема

— Главная задача телохранителя — не допустить происшествия, — объясняет он. — Если пришлось человека от пули прикрывать — значит, ты со своей задачей не справился.

Для того чтобы «не допустить», у профессионалов есть огромное количество тактических приемов: оттеснить клиента, отойти в сторону или сформировать окружение, через которое ни один посторонний не пройдет. Это обычно делают на массовых мероприятиях.

— Вот сижу я с вами, разговариваю и не вижу, что происходит сзади, — поясняет Валерий Станиславович. — Но при этом я могу контролировать ситуацию благодаря отражению в витрине за вашей спиной. Открывая дверь в машине, я наблюдаю задний план в стекле автомобиля. Всегда стараюсь замечать любую деталь: торчащие карманы у «прохожего», кроссовки на ногах гостя в строгом костюме… Зачем он на деловое мероприятие кроссовки надел? И оперативно принимаю решение.

Сейчас не допустить происшествий проще, чем 30 лет назад. В 90-е и даже нулевые профессия охранника была сопряжена с большим риском. Если сегодня злоумышленник вряд ли отважится лезть к «цели» через личную охрану, то в 90-е никто особо не церемонился — охранников отстреливали вместе с клиентами.

— Кого-то спасал бронежилет, а кого-то — бронированный автомобиль, — вспоминает Валерий. — А иногда не спасало ни то, ни другое. Помню, как в новостях по ТВ сотрудник МВД после прокатившейся волны убийств банкиров на вопрос корреспондента пожал плечами — не тех, мол, нанимают, надо было профессионалов в охрану брать, тогда бы все целы остались…

В то время многие, надеясь сэкономить, нанимали «универсалов» — охранников с функцией водителя. По мнению Валерия, это — свидетельство того самого непрофессионализма, который ставит под удар жизни: в сложной ситуации надо либо за баранку держаться, либо за пистолет! Не все сразу.

— В 90-е у меня был водитель, мастер спорта по картингу. Он ездил как бог, — рассказывает Валерий. — Купили машину и поехали ее обкатывать. Едем, в зеркале видим, что нас догоняет черный джип. Поравнялся с нами, в автомобиле опустилось стекло: стоять, мол. Мы в ответ: не, ребят, останавливаться не планируем! Из окна джипа глянул мужчина: я просто тачку хочу посмотреть, такую же думаю купить…А мой водитель извинился, торопимся, мол, — и по газам! Может, ребята из джипа и не хотели ничего плохого, но время было непростое, думать всегда надо! Причем думать должен не только охранник, но и водитель, а также человек, которого охраняют. Это командная работа. Все остальное — непрофессионально.

Элитные сотрудники

Непрофессионально, когда у рамок в торговых центрах только сотрудники частной охраны, без полиции и тревожной кнопки сигнализации, передающей сигнал группе быстрого реагирования. По закону сотрудник ЧОПа может обезвредить злоумышленника. Задержать его имеет право только полицейский.

А если у охранника еще и оружия нет?

— Сотрудники с правом ношения оружия стоят дороже, — замечает Александр Журавлев, заместитель генерального директора одного из старейших московских предприятий безопасности. — Не каждый торговый центр может себе позволить их нанять.

В числе остальных охранников в ЧОПе, где работает Журавлев, есть отряд «первого класса» — высококвалифицированные сотрудники, которые регулярно проходят тактическую и физическую подготовку под руководством чемпиона по боевым искусствам. А несколько раз в месяц у них тренировка по стрельбе в арендованном для этих целей тире.

Такие сотрудники чаще всего сейчас работают личными охранниками. Их нанимают предприниматели, которые и оплачивают все необходимые тренировки. К слову, после теракта в «Крокусе» спрос на «первую категорию» значительно увеличился.

— Причем многие сразу запрашивают высоких голубоглазых ребят из числа бывших военных или сотрудников правоохранительных органов не старше 30 лет, — улыбается Александр. — Я уточняю: хорошо, а вы готовы платить за их услуги сопоставимые деньги? И выясняется, что никто не готов.

Да и общих заказов у ЧОПа тоже стало больше. Вооруженную охрану нанимают даже для проведения конференций. Но для компании, занимающейся безопасностью, этот ажиотаж сулит больше головной боли, чем заработка.

— Для нас выгоднее несколько долгосрочных контрактов, чем множество разовых, — объясняет Александр. — Очень проблематично нанимать людей на проект, оформлять им разрешение на оружие, а потом увольнять.

А собственных квалифицированных кадров у ЧОПа в необходимом количестве нет.

— Одни на СВО уехали, другие — домой, — говорит Журавлев. — Регионы сейчас развиваются с бешеной скоростью! В городах открываются промышленные предприятия, складские и логистические комплексы. Поэтому многие находят работу рядом с домом с хорошей зарплатой. Из-за этого происходит отток профессиональных сотрудников. А на рынке остаются ребята, которые под наши критерии не всегда подходят.

После террористической атаки вооруженной охраной заинтересовались и школы. Но пока тоже интерес теоретический: частную охрану далеко не каждая школа сегодня сможет себе позволить.

— У школ, техникумов и институтов нет отдельных статей расходов на безопасность, — поясняет Александр Александрович. — Как правило, руководители выделяют на охрану средства из общего бюджета. Но это копейки! А коммерческая организация не может работать в ноль. Я слышал о планах переложить охрану образовательных учреждений на Росгвардию. Но вряд ли гвардейцы с этой нагрузкой справятся. У нас одних только школ в стране — огромное количество! Представляете только, сколько нужно сотрудников для обеспечения безопасности?

Тренированный телохранитель с оружием — это, конечно, элита частной охраны. Но есть сотрудники, которые стоят еще дороже. Это телохранители женского пола. Преимущество женщины в том, что она, в отличие от высоких и привлекающих к себе внимание секьюрити, может быть незаметной, маскируясь под знакомую или сестру. Если мужчин-охранников при входе на мероприятие попросят «подождать на входе», то девушку, скорее всего, пропустят.

Впрочем, даже учитывая все издержки, сейчас на рынке свободных девушек-телохранителей практически нет — все разобраны.

«Курортный обман»: как путешественникам защитить свои права

Роботы на посту

За двадцать с лишним лет, что существует ЧОП, требования заказчиков, как и ситуация в стране, менялись несколько раз. Так, сегодня заказов меньше, чем в нулевых, потому что, как считает Журавлев, правовая система работает лучше. А это напрямую влияет на снижение преступности. А если нет криминала, то и нужды в охранниках тоже нет.

Еще одна важная примета времени: если раньше руководители охранных организаций всех своих заказчиков знали в лицо, то сегодня телохранителей нанимают в основном через посредников.

— Люди не афишируют свои финансовые возможности, потому что информация благодаря интернету распространяется моментально, — считает Александр. — В целях личной безопасности клиенты многие вопросы перекладывают на помощников.

Раньше телохранителей любили нанимать артисты. Многие москвичи помнят пышные променады поп-звезд по столичным улицам в окружении подтянутых ребят в одинаковых дорогих костюмах. Но сейчас и они делают это реже.

Пандемия, а затем и СВО изменили отношение в обществе к демонстративному потреблению, концертов и корпоративов стало меньше, а это отразилось на заработках артистов. Кто-то и вовсе лишился работы, кому-то пришлось уехать из страны. В общем — не до понтов стало. Как замечает Александр, любой бизнес привязан к ситуации в стране, и ЧОП не исключение.

Вполне возможно, что в ближайшем будущем закрывать вопросы безопасности будут преимущественно технические средства охраны и группы быстрого реагирования. А ЧОПы останутся для тех, кто может себе это позволить. Впрочем, Александр не переживает — пока таких людей больше чем достаточно.

ТОП-5

Интересные факты

Первые частные охранные предприятия появились примерно в XVII веке в Китае. Этому способствовало развитие боевых искусств Востока и спрос на обученных этому делу бойцов. Любой желающий обезопасить себя мог воспользоваться услугами наемников из разных школ, если способен был оплатить такую охрану.11 марта 1992 года в России был принят Закон «О частной детективной и охранной деятельности». Эта дата стала профессиональным праздником — Днем сотрудников частных охранных агентств.Первый в России случай легального применения огнестрельного оружия охранником после принятия закона о частной охранной деятельности был зафиксирован в ночь на 8 октября 1992 года. Сотрудник одного из столичных ЧОПов, дежуривший в ночном клубе, сделал два выстрела в воздух и два по автомобилю Mercedes 300, когда тот таранил стеклянную дверь заведения.Охранникам запрещено применять оружие в отношении беременных женщин, инвалидов и несовершеннолетних. Исключения составляют случаи, когда вышеперечисленные граждане сами вооружены или нападают группой, угрожают жизни охранника или могут навредить охраняемому имуществу. Кроме того, охранник не имеет права обыскивать граждан — это должна делать полиция в присутствии понятых.В России зарегистрировано более 17 тысяч частных охранных предприятий. В них трудятся почти 700 тысяч охранников.