"Катюша", ЗИС-5 и БТР-40 пройдут более 1 тыс. км в память о подвиге красноармейцев
МОСКВА, 9 июля. /ТАСС/. Бронепробег "Дорога мужества", посвященный 80-летию операции "Багратион" по освобождению Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, стартовал 9 июля. Корреспондент ТАСС пообщался с президентом Военно-технического общества Алексеем Мигалиным, инициировавшим восемь лет назад первый пробег.
Первый бронепробег "Дорога мужества" состоялся в 2017 году, тогда протяженность маршрута составила более 2,3 тыс. км. Участники мероприятия установили рекорд, который внесли в Книгу рекордов России как самый длительный марш-бросок на демилитаризованной технике. В этом году путь бронепробега составит более 1, 25 тыс. км. Колонна бронетехники стартует из Москвы, а конечной точкой в Белоруссии станет город Могилев.
"Бронепробег пройдет с 9 по 16 июля. Колонна техники проедет по маршруту Москва - Вязьма - Смоленск - Орша - агрогородок Александрия (рядом с малой родиной президента Республики Беларусь Александра Лукашенко) - Могилев - Смоленск - Вязьма - Москва", - отметил Мигалин.
По словам Мигалина, участники за день стараются проехать не менее 200 км. Маршруты подбираются так, чтобы днем быть в дороге, а ночью - спать. Он также отметил, что в последние четыре года бронепробег поддерживает Росгвардия. Безопасность движения колонны во время движения обеспечивает автомобиль Военной автомобильной инспекции.
В городах-героях и городах воинской славы, входящих в маршрут акции "Дорога мужества", участники встретятся с жителями, расскажут об истории бронетехники и сражений, возложат цветы к мемориалам павших советских воинов.
Испытание для человека
В бронепробеге используется техника послевоенных лет, где энергия от двигателей преобразуется не только в механическую, но и в тепловую энергию. В кабине температура может достигать плюс 50-60 градусов из-за чего организм человека находится в стрессовой ситуации. Кроме того, по словам Мигалина, все машины очень шумные.
Он также поделился, что особенно запомнились бронепробеги в 2017 и 2018 годах. Тогда команда провела в пути почти сутки, выехав из Минска в 11 утра и добравшись до Бреста в 4 часа утра следующего дня. Участники преодолели более 300 км.
Также президент ассоциации отметил, что путь дается людям нелегко: обычно автомобили едут медленно, особенно тормозят группу остановки из-за участников, которые не знают регламента путешествия.
"Те, кто в первый раз оказался в бронепробеге, не понимают, что нельзя просто остановиться и куда-то выйти. Существуют серьезные ограничения. Когда люди разбегаются на остановке, уходит много времени на сбор группы и возвращение к маршруту, - добавил он. - В основном в бронепробеге участвуют водители-любители. Они сильно устают из-за тяжелого управления техникой и жары. Им приходится прикладывать реальные физические усилия, чтобы переключить передачи, повернуть или остановить машину. Я помню, что на длинных перегонах я так уставал, что отказывался от ужина, просто шел спать. И за первый свой бронепробег в 2017 году похудел на 7 кг", - отметил он.
Техника маршброска
В состав автоколонны этого года войдет отреставрированная техника, которая была на вооружении Советской армии: БРДМ-1, БРДМ-2, БТР-40, БМ-13 "Катюша", БМ-8-24, а также автомобили ГАЗ-24 "Волга", ГАЗ-69, УАЗ-469, ЗИС-151, ЗИЛ-157, ЗИЛ-131, санитарный фургон ГАЗ-63 АС-1, "трехтонка" ЗИС-5 и командно-штабная машина ГАЗ-66.
Помимо членов Военно-технического общества, в пробеге принимают участие экипажи музея военной контрразведки ФСБ России. В целом, по словам Мигалина, проехать по маршруту может любой желающий. Единственное условие - соответствие техническому регламенту. К тому же особое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Участие вместе с родителями могут принимать дети разных возрастов.
Сам организатор бронепробега в этом году выбрал для заезда УАЗ-469. Это командирский автомобиль, поэтому руководитель организации всегда едет впереди колонны. На выбор транспорта также повлияла личная история. Мигалин вырос в семье военнослужащих - его дед, отец, а впоследствии и он сам служили пограничниками. В общей сложности его семья посвятила охране государственной границы 92 года.
"УАЗ-469 пришелся на момент моего взросления. Я прекрасно помню, как сижу в моторном отсеке на крыле внутренней части, и мои ноги свешиваются с этого крыла вовнутрь. Сейчас я открываю капот, смотрю и не могу понять, как же я здесь помещался," - сказал организатор бронепробега.
По словам Мигалина, УАЗ-469 - динамичная и надежная машина. Она легка в управлении. Организатор бронепробега ездил на ней в экспедиции, а во время государственных испытаний автомобиль даже поднимался на Эверест. Однако для города эта машина не предназначена. Еще одним любимым автомобилем Мигалина является БТР-40.
Эвакуация и поломки бронетехники
Машины двигаются с переменной скоростью: разгоняются, затем тормозят и снова разгоняются. Из-за различных тепловых и вибрационных режимов, больших нагрузок и длительности заезда детали, которые находятся в несовершенном состоянии, могут вывести технику из строя. Поэтому организаторы стараются максимально проверить системы торможения, питания двигателя и трансмиссии - наиболее частые причины поломки.
"Если механиков устраивает состояние техники, они видят, что машина сделана, функционирует как положено, то, как правило, такое транспортное средство само уходит в рейс и само возвращается из пробега", - сказал Мигалин.
Но, по словам президента Военно-технического общества, случаются и непредвиденные обстоятельства. Например, сильный дождь или серьезная поломка автомобиля. Для таких случаев в каждой машине лежат инструменты, знаки аварийной остановки, буксировочные тросы.
По правилам бронепробега, у всех водителей в колонне есть радиосвязь с организатором. Если колонна длинная, в середине едет еще один человек - связист, который агрегирует информацию. Когда во время пробега какая-то машина выходит из строя, ее водитель сообщает об этом в эфире. Вся остальная колонна продолжает движение. Если водителю не удается устранить поломку на месте, машину забирает эвакуатор мэрии Москвы, который едет в колонне.