Регистрация фаркопа в ГИБДД: штраф за незаконную установку фаркопа

СодержаниеФаркоп – это что такое?На какие машины можно установить фаркопГде устанавливают фаркопыНужно ли регистрировать фаркоп в ГИБДДКак узаконить фаркопДокументы для регистрации фаркопа в ГИБДДСколько стоит оформить фаркопИтак, совсем коротко
Водителей, которые собираются использовать прицеп, интересует вопрос, нужно ли регистрировать фаркоп. Этот вопрос стал особенно актуальным после ужесточения контроля за самодельными изменениями автомобилей. Как проходит регистрация фаркопа в ГИБДД, какие документы требуются и сколько стоит монтаж устройства, читайте в нашем материале.
Фаркоп – это что такое?
Фаркоп (или тягово-сцепное устройство, ТСУ) – это специальный механизм для буксировки или прицепа для авто. Проще говоря, это крючок, на который надевается прицеп, буксировочный трос или даже передвижной дом.
Слово «фаркоп» пришло к нам из немецкого языка. В Германии фаркопом называли приспособление на конном экипаже, на которое крепился большой груз, а также багаж. Со временем этим словом стали называть винтовую стяжку вагонов. В конечном итоге «фаркоп» перешел в лексикон дальнобойщиков. Сегодня фаркопами обозначают все транспортные механизмы для перевозки прицепов.

Фаркопы бывают трех видов:
Несъемный. Это неснимающийся шаровой узел, который приваривается к балке. Именно такие крепления были у машин в СССР: «Москвичей», «Жигулей» и других моделей. Сейчас такие фаркопы уходят в прошлое.Условно-съемный. В отличие от предыдущего, эта конструкция является съемной. Основание остается приваренным к машине, но шар прикручивается на болты и при необходимости снимается.Съемный. Шар в этой системе снимается. Для этого не нужны лишние инструменты, все легко откручивается руками.
На какие машины можно установить фаркоп
Установить фаркоп можно на машины, у которых разрешена его установка. Эту информацию можно найти в книжке по эксплуатации к машине или ее ОТТС. Найти ОТТС для своего авто можно на портале Росстандарта.
Если монтаж оборудования не предусмотрен, нужно будет зарегистрировать тюнинг как внесение изменений в конструкцию ТС. В противном случае грозит штраф ГИБДД на сумму 500 рублей (ч. 1 ст. 12.5 КоАП) и аннулирование регистрации ТС.

Обратите внимание! При покупке б/у автомобиля с ТСУ нужно спросить у продавца Сертификат соответствия техрегламенту Таможенного союза и другие документы. В противном случае при постановке машины на учет попросят демонтировать конструкцию.
Устанавливать сцепные механизмы также запрещается на авто классов A, B и C, которые не предусмотрены для перевозки прицепов. Монтаж фаркопа снижает безопасность автомобиля: водитель может не справиться с управлением, либо авто попросту не вынесет излишнюю нагрузку, которая для него не предназначена.
Где устанавливают фаркопы
Обычно устройства устанавливаются в нижней части легкового ТС. Их основание крепится к силовым элементам кузова, поддерживающим кузовные панели зон деформации.

На пикапах и рамных внедорожниках ТСУ прикрепляется к раме. Если устройство будет установлено неправильно, нагрузка распределится на навесные элементы кузова, которые не вынесут на такие нагрузки, что повлияет на безопасную эксплуатацию автомобиля.
Нужно ли регистрировать фаркоп в ГИБДД
Если ТСУ уже есть на автомобиле, регистрацию можно не делать при наличии следующих документов:
Руководство по эксплуатации автомобиля с разделом «Использование прицепа».Паспорт ТСУ с печатью об установке на сертифицированном СТО, товарный чек или накладные, подтверждающие покупку механизма.Сертификат на сцепное устройство.
Если у водителя есть все необходимые документы на ТСУ, ему не нужно обращаться в ГИБДД за внесением изменений в ГИБДД. Он может установить устройство и продолжать использовать машину уже с прицепом. Установку фаркопа можно заказать у официального дилера или в сертифицированной станции техобслуживания.

Если документов нет, нужно обратиться в сертифицированную лабораторию, а потом зарегистрировать изменения конструкции в ГИБДД
Важно! На рынке много компаний, которые предлагают приобрести документы на сцепное устройство для машины. Мы не рекомендуем пользоваться их услугами, потому что комплект бумаг есть только у самого производителя. Документы, выданные иной организацией, будут считаться фальсифицированными.
Как узаконить фаркоп
Чтобы узаконить фаркоп, водителю необходимо выполнить следующие шаги:
Обратиться в отделение местного ГИБДД и выяснить, можно ли установить ТСУ на машину.Забрать разрешение от инспектора после предварительного осмотра.Обратиться в аккредитованную лабораторию и получить разрешение на установку фаркопа.Купить ТСУ с сертификатом.Отвезти машину в сертифицированную лабораторию, отдать на проверку установленное устройство.Оформить свидетельство соответствия фаркопа и получить протокол испытаний в случае успешного монтажа.Пройти техосмотр.Обратиться в ГАИ с необходимыми документами, чтобы инспектор сделал запись в ОТТС о наличии допоборудования.Через десять дней внести изменения в регистрационные данные на автомобиль в Госавтоинспекции.

Ввиду значительного дефицита технических центров с аккредитацией по всей стране МВД, Минпромторг и Минэкономразвития создали процедуру для дистанционного утверждения изменений. В некоторых областях появились автосервисы с разрешением на установку и оценку переоборудования от аккредитованных лабораторий. Они проводят измерения с фото- и видеофиксацией, отправляя результаты в лабораторию. Остальные этапы в ГАИ остаются стандартными.
Документы для регистрации фаркопа в ГИБДД
Для регистрации фаркопа нужны следующие документы:
Заявление на получение разрешения.Паспорт или иной документ, по которому можно идентифицировать водителя.Заключительный акт испытательной лаборатории о допустимости изменения конструкции автомобиля.Документ из испытательной лаборатории, подтверждающий безопасность конструкции автомобиля после проведенных изменений.Копия чека об уплате госпошлины за получение свидетельства.Предварительно полученное разрешение на изменения конструкции.
Сколько стоит оформить фаркоп

При установке фаркопа водитель понесет несколько расходов:
Разрешение на изменение конструкции ТС – 1 000 рублей.Госпошлина за внесение изменений и выдачу свидетельства о регистрации – 850 рублей.Технический осмотр – минимум 900 рублей.Подтверждение соответствия от ГИБДД – 800 рублей.Самая большая графа расходов в лаборатории. Там цены могут колебаться от 5 000 до 20 тыс. рублей, в зависимости от выбранной компании и необходимых процедур.
Итого на регистрацию фаркопа в ГИБДД потратите от 9 000 до 25 тыс. рублей.
Итак, совсем коротко• Фаркоп может быть предусмотрен производителем либо уже выпускаться с этой частью конструкции. Если это так, то крюк можно просто поставить и не регистрировать в ГИБДД. Главное – подобрать подходящее сцепное устройство со всеми необходимыми документами для машины.• Если нужно установить тягово-сцепное устройство, которое не предназначено для машины или на ней вообще не должно быть фаркопа, придется вносить изменения в конструкцию.• За эксплуатацию незарегистрированного фаркопа могут оштрафовать на 500 рублей и прекратить регистрацию авто.
Автор: Елена Шаяхова