Как строго по закону можно сделать состояние на подержанной машине

Покупка подержанного автомобиля стоимостью 1,5 млн рублей, а то и меньше может принести его обладателю десятки миллионов. Отечественные автопроизводители начинают бить тревогу по поводу роста так называемого потребительского экстремизма. Но до сих пор это явление не стало предметом пристального внимания правоохранительных органов.

Как строго по закону можно сделать состояние на подержанной машине
© Российская Газета

По факту мошенничества с выплатами по закону о защите прав потребителей возбуждено лишь одно уголовное дело. Оно возникло после того, как один из крупнейших дилеров заявил о подозрительных действиях некоего своего клиента. Клиент приобрел автомобиль Audi A8 и через некоторое время обратился по поводу неисправности блока управления задним сиденьем. Покупатель потребовал выплатить стоимость машины в соответствии с законом о защите прав потребителей с разницей его стоимости в нынешних условиях. Сомнения в искренности потребителя у автосалона возникли, когда он второй раз предъявил тот же недостаток, поскольку это один из самых надежных элементов автомобиля, и за все время производства ни одного случая его выхода из строя не было зафиксировано. А тут - сразу дважды.

Аналогичная ситуация произошла и с другим подержанным автомобилем - Genesis G90, который другой покупатель приобрел за 2 млн рублей и практически сразу после его покупки обратился к производителю по поводу того же недостатка. И та же история. Спустя неделю замененный блок управления задним сиденьем чудесным образом вышел из строя. Сумма иска составила 40 млн рублей. Получается, купил за 2 млн авто, эксплуатировавшееся в такси 3 года, и потребовал обратно 40 млн. Ничего себе маржа! К слову, суд иск удовлетворил, несмотря на многочисленные странности этого дела.

У этих двух историй было одно связующее звено - эксперт. Именно он установил, что и в том, и в другом случае дефект якобы был заводским. Но, как было установлено позже, для того же эксперта не было проблемой вывести эти блоки управления из строя, подав на них более высокое напряжение. Уголовное дело в отношении него и других участников преступной группы расследуется.

А количество исков к автопроизводителям растет. В прошлом месяце в Волгограде потребитель, купивший авто стоимостью 2 млн рублей за 180 тыс. рублей (остальные он взял в кредит), в течение 10 дней после покупки обратился с требованием о возврате стоимости и выплате компенсации в связи с наличием недостатка. Машину на проверку качества не предоставил, но обратился в суд. Суд взыскал с производителя 13 млн рублей.

Не может бывший в эксплуатации пять лет автомобиль стоить дороже нового. У него проявляются различные эксплуатационные проблемы, происходит естественный износ. Он получает кузовные повреждения, повреждения подвески. Но "правильный" эксперт все спишет именно на производственный недостаток.

Гражданин купил за 2 млн машину, эксплуатировавшуюся в такси 3 года, и потребовал обратно 40 млн. Ничего себе маржа!

Закон о защите прав потребителей позволяет расторгать договор купли-продажи при выявлении существенного недостатка товара. Кроме того, основанием для такого разрыва отношений с соответствующей выплатой может послужить наличие нескольких недостатков. Но вот беда. Закон ограничивает срок, в течение которого такой существенный недостаток проявился, 10 годами, если не установлен срок службы товара.

Поэтому пятый собственник авто, которое не раз являлось участником дорожно-транспортных происшествий, вполне может предъявить претензии производителю, с которым он, собственно, договор купли-продажи не заключал.

И дело тут не только в благосклонной позиции судов к потребителям, но и в несовершенстве действующего законодательства.

Ни для кого не секрет, что порой суды готовят решения по две-три недели, а то и спустя месяц. Но при этом они взыскивают с автопроизводителей "бешеные" неустойки с момента исполнения принятых ими решений, которые составляют 1% от стоимости товара в день. И если автомобиль был оценен судом в 14 млн, то ежедневно, еще до вынесения решения и вступления его в законную силу, производитель будет терять 140 тыс. рублей.

Все эти факты, якобы облегчающие жизнь простых потребителей, на самом деле создают благоприятную почву для коррупции и неосновательного обогащения различных недобросовестных лиц.

Так что без изменения законодательства в этом вопросе не обойтись. Именно поэтому автопроизводители, в том числе "Автотор", АвтоВАЗ, УАЗ, подготовили обращения в Государственную Думу, Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленную палату и Верховный суд. Пока такой потребительский экстремизм не стал повальным увлечением.