"Российская газета" и ГАИ Москвы провели рейд по задержанию самокатчиков-нарушителей
Пользователи электросамокатов сами роют себе яму. Уже всерьез обсуждается идея вообще запретить эти транспортные средства. Тем не менее количество нарушителей среди них растет, пешеходы и водители клянут их на чем свет стоит, а они продолжают нарушать правила. Корреспонденты "Российской газеты" приняли участие в рейде, которое проводило ГИБДД Юго-Западного округа столицы. Большинство из нарушителей и вовсе не знали, что существуют правила передвижения на таких устройствах.
За время рейда немалое число бабушек и дедушек просто подходили рассказать сотрудникам Госавтоинспекции о том, как их замучили курьеры, гоняющие по тротуарам, электросамокатчики, которые сигналят постоянно, чтобы им освободили дорогу. Одного такого пользователя СИМ и приняли сотрудники ГИБДД. Впрочем, до этого было видно, что он проехал пешеходный переход, не спешиваясь. Но так как народу на тротуаре было много, то он маневрировал между пешеходами, постоянно сигналя и, по сути, разгоняя их в стороны. Нарушителем оказался Кампона Алгин Александр Родриго. Старший инспектор Алексей Кузьмин, остановивший его, первым делом объяснил, что согласно правилам при движении по тротуару он должен передвигаться с пешеходной скоростью. В случае, если впереди появился пешеход, то он должен сбросить скорость вплоть до полной остановки, если это потребуется. Как сообщил сам самокатчик, правил движения для этих транспортных средств он не знает. Но обязательно изучит. Наказали этого нарушителя именно за то, что он не спешился на пешеходном переходе. Штраф за это небольшой - 800 рублей. А при уплате в 20-дневный срок - и вовсе 400 рублей.
У Абдурашида Мамусалиева есть права и водительский стаж - 15 лет. Тем не менее он не знает действующих правил, вступивших в силу 1 марта прошлого года
Тем не менее опыт проведения таких рейдов уже показал свою эффективность. Так, за время нашего дежурства, большинство курьеров на электровелосипедах спешивались перед пешеходным переходом и перевозили свой транспорт через дорогу вручную. Но, вероятно, они уже не раз попадались и поэтому научены жизнью. При виде патрульных машин, сотрудников ГИБДД они ведут себя так, как положено по правилам. А что происходит вне зоны видимости - известно пешеходам, да и автомобилистам.
Однако некоторые курьеры на электровелосипедах попались в руки экипажа, с которым работали корреспонденты "РГ". Один из них не спешился на пешеходном переходе, второй - ехал в левом ряду по дороге. Согласно правилам, всем водителям СИМ, положено ехать в правом ряду. Для них также запрещены левые повороты. Как они утверждали, правила им известны. Но срочность заказа…
Некий молодой человек ехал на электросамокате вместе с ребенком. При виде сотрудников ГИБДД он срочно спешился. Ребенок остался на самокате. На вопрос инспектора, знает ли он о том, что есть правила для управления СИМ, в соответствии с которыми запрещено ездить вдвоем на таком транспортном средстве, запрещено перевозить пассажиров, если СИМ для этого не оборудовано, он ответил - нет. У Абдурашида Мамусалиева есть права и водительский стаж - 15 лет. Тем не менее он не знает действующих правил, которые вступили в силу с 1 марта прошлого года и в которые были внесены требования для эксплуатации средств индивидуальной мобильности.
Девушка Даниэла сообщила, что она не знала, что надо останавливаться, когда горит зеленый для пешеходов, спешиваться и перевозить СИМ руками. Ей 21 год. Прав - нет. И пока не предвидятся. Про какие-то требования к электросамокатам - не слышала. Пользуется этим средством передвижения очень редко.
Примечательно, что за нарушения попался и молодой человек, который работает на компанию краткосрочной аренды электросамокатов, некий Максим Кудрявцев. Он ехал на электросамокате компании, развозя новые заряженные батареи и собирая разряженные. А нарушил то же самое правило: проехал по пешеходному переходу, не спешиваясь. Вот уж, казалось бы, кто должен знать правила. Но даже он их не соблюдает.
По его словам, в компании штрафуют за нарушения правил. Это некая корректировка к зарплате. Скорее всего, если информация о нарушении дойдет до компании кикшеринга - вычтут 500 рублей из дохода.
Еще один Максим попался на дороге. Именно за то, что проехал на электросамокате верхом по пешеходному переходу. И тут уже оказалось все не так просто. Дело в том, что этому юноше 14 лет. Он вообще не имел права пользоваться прокатным самокатом. На всех на них написано "18+". Один из первых вопросов инспектора юноше: под чьим аккаунтом ездишь? Действительно некоторые пользователи используют поддельные аккаунты, которые прикупили где-нибудь в интернете.
Подростки зачастую используют аккаунты своих родителей или старших родственников, если те им, конечно, их дают. Но в данном случае подросток использовал свой аккаунт. То есть он смог зарегистрироваться в приложении одной из кикшеринговых компаний, несмотря на то что ему не исполнилось 18 лет.
- А что? Там никто не проверяет, - сообщил он.
Напомним, что сами компании уже давно начали борьбу с нарушителями. Вводятся повышенные штрафы для тех, кто не соблюдает правила. Они прописаны в договорах оферты, которые подписывают пользователи.
Вводятся новые системы контроля за использованием электросамокатов, в частности, их научили распознавать, когда на таком транспортном средстве один человек, а когда их двое. Вводятся режимы контроля скорости и замедления движения. А вот допуск на эти транспортные средства тех, кто не имеет права на них передвигаться, как-то ушел в сторону.
Между тем для водителей электросамокатов готовят довольно жесткие меры воздействия. Это пока штраф для них - 800 рублей. В случае управления в нетрезвом виде - до 1,5 тысячи рублей. Но Госдума рассмотрела и приняла в первом чтении поправки в КоАП, увеличивающие их ответственность.
Согласно документу, предусмотрен штраф за пьяную езду на электросамокате в размере от 20 до 30 тысяч рублей, за превышение скорости при использовании средств индивидуальной мобильности - в размере от 500 рублей до 5 тысяч рублей. Кроме того, за причинение легкого вреда здоровью при ДТП оштрафуют от 2 до 5 тысяч рублей. А за причинение вреда средней тяжести - от 10 до 15 тысяч рублей.
В нижней палате парламента добавили, что штрафовать также будут за передвижение на самокате или велосипеде по автомагистрали, за нарушения при движении на перекрестках, по тротуарам. Помимо этого за перевозку пассажиров на самокате будет грозить штраф в размере 2-3 тысяч рублей, а за оставление места ДТП водителям СИМ - 4-5 тысяч рублей.
Но и это еще не все. Недавно председатель Госдумы запустил у себя в телеграм-канале опрос, надо ли запретить электросамокаты и прочие СИМ вообще? И тут откликнулось огромное количество граждан. Более 60 процентов поддерживают идею запретить их вообще. 20 процентов - против. Оставшиеся считают, что надо регулировать их распространение и использование.
Но как их регулировать? Очевидно, что сотрудники ГИБДД не могут контролировать скорость передвижения этого транспорта по тротуарам. Для этого как минимум нужны ручные радары, которые уже давно сняты с вооружения.
Может быть, настроить камеры так, чтобы они следили в том числе и за тротуарами? И выявляли на них нарушителей на самокатах?
Но для этого потребуется вводить регистрацию самокатов и прочих средств индивидуальной мобильности. Сейчас кикшеринговые компании в качестве эксперимента ставят знаки на своих самокатах, рисуют их на раме. Но пока нет единого стандарта, нет единых требований, то и читать эти знаки никто не будет.
Пока штраф для электросамокатчиков - 800 рублей, в случае управления в нетрезвом виде - до 1,5 тысячи рублей. Но Госдума готовит их увеличение
Кроме того, самокатами пользуются не только те, кто берет их в аренду. Есть и личные электросамокаты, электровелосипеды и прочие СИМ. Как на них повесить знаки?
Для этого их как минимум надо сертифицировать. Найти те элементы, которые можно пронумеровать, чтобы потом идентифицировать транспортное средство по отношению к его собственнику. А это все непросто. В общем, пешеходам остается только терпеть.
Кстати
Всего в результате рейда привлечено к ответственности 50 электросамокатчиков, а также 38 курьеров. Из них 29 были иностранными гражданами. Кроме того, проведены 62 профилактические беседы. И тут не надо разводить руками. Иногда они имеют большую эффективность, чем штраф.