«Газели» — 30 лет: 5 интересных фактов из истории новой «полуторки»
Эта модель остаётся безусловным лидером своего класса, занимая около 60% российского рынка лёгких коммерческих автомобилей. В продаже есть фургоны, бортовые грузовики, автобусы и масса жругих версий. Более того, существуют бензиновая, дизельная, метановая, а также пропан-бутановая и электрическая модификации. 2021 году публике демонстрировали прототип водородной версии.
Название придумал создатель «Чайки»
Название нижегородской машины стало именем нарицательным для лёгкого коммерческого транспорта, так что для обывателя Fiat Ducato, Ford Transit и Mercedes Sprinter — это всё «Газели». Что неудивительно: за тридцатилетный срок выпущено свыше 2 миллионов машин под этим брендом!
Сам бренд придумал Владимир Носаков — бывший главный конструктор легковых автомобилей ГАЗ, под началом которого была создана «Чайка» ГАЗ-14: «Я начал составлять список, а потом вычёркивать менее удачные варианты. Из трёх оставшихся выбрал ''Газель'' — в нём есть аббреватура ГАЗ», — вспоминает Носаков.
Проект зародился ещё при СССР
Проект развозной машины грузоподъёмностью 1,5 тонны зародился на Горьковском автозаводе во время перестройки, а первый опытный образец успели сделать до распада Советского союза. Проект «полуторки» полукапотной компоновки начали разрабатывать не по указке свыше, а по собственной инициативе.
Модель могли назвать «Комком»
Как рассказал редакции Quto Владимир Носаков, первым варинатом было наименование «Челнок» (напомним: в девяностые «челноками» называли мелких предпринимателей, которые закупали товары небольшими партиями, а затем перепродавали купленное на «своём» рынке).
Также маэстро задумывался над именем «Комок» — так советская публика прозвала комиссионные магазины... Вариант «Белка» казался более благозвучным, но не оригинальным: в истории автопрома есть одноимённый концепт недорогого микроавтомобиля вагонной компоновки.
К машине примеряли тракторный мотор
Группа сотрудников ныне несуществующего Владимирского тракторного завода по собственной инициативе хотела внедрить под капот «полуторки» 3-цилиндровый агрегат воздушного охлаждения: разумеется, от трактора. При объёме 3,1 литра атмосферная «тройка» выдавала лишь 72 силы.
Советский окрас: как ремонтировали машины при СССР
Granta 4х4 и другие почти неизвестные полноприводные Lada
Почему автопроизводители перестали делать моторы-миллионники
Для модели разрабатывают «автомат»
Как выяснила редакция Quto, автоматизированная трансмиссия недавно была разработана специалистами Горьковского автозавода. Она состоит из однодискового сцепления, 6-ступенчатой механической коробки и оригинальных актуаторов, которыми управляет фирменный блок управления.
Пока это — экспериментальная, но весьма жизнеспособная разработка. Внедрение простого «робота» позволяет получить недорогой, но удобный автомобиль. Ведь преселективные трансмиссии выходят слишком дорогими, а классические «автоматы» повышают расход топлива.