Игроки авторынка предупредили о подорожании китайских машин
Рост цен на китайские машины на 10% с начала осени — это еще самый оптимистичный сценарий, описанный ассоциацией «Российские автомобильные дилеры». Там объяснили, что переводы между Россией и Китаем затягиваются и могут занимать уже два месяца. А некоторые переводы вообще возвращаются обратно. Плюс при ключевой ставке 18% рыночные ставки кредитования выросли уже до 26-30%, заявил «Известиям» президент РОАД Алексей Подщеколдин. По его словам, при такой стоимости денег бизнес теряет по 2% в месяц, не имея никакой отдачи. Отсюда и планы повысить цены минимум на 10%. Однако основатель компании E.N. Cars — одного из крупнейших импортеров автомобилей из Китая — Евгений Забелин утверждает, что все эти проблемы уже заложены в цены на российском рынке:
Евгений Забелин основатель компании E.N. Cars «В данный момент эта проблема никак не влияет на бизнес в сторону удорожания. То есть эта проблема у нас всегда была. Удорожание связано с обходом, скажем так, этой проблемы, то есть проведением платежей через третьи страны, и это и так уже заложено в цене. Это может кратковременно меняться, когда бывают скачки курса, в дружественных странах курс рубля по отношению к юаню или к доллару тоже меняется. Рубль становится сильно дешевле, не так выгодно становится покупать. Но такие скачки, как правило, краткосрочные и случаются также в момент резких скачков на Московской бирже. Изменения цен ожидаются только в связи с повышением утильсбора. Проблемы с платежами заложены в цене и так».
Автоэксперт Артем Бобцов также считает, что прямого влияния проблемы с расчетами с Китаем на стоимость автомобилей в России не оказывают. Косвенно да, но это история, растянутая во времени.
Однако машины осенью все равно подорожают, говорит эксперт.
Артем Бобцов автоэксперт «В среднем дилеры держат на складах у себя два-три месячных склада продаж. Это такой нормальный остаток, который позволяет держать достаточный ассортимент автомобилей и в том числе страховаться на случай, если произойдут какие-то проблемы с поставками. В начале этого года склады у многих достигали даже пятимесячных запасов продаж по китайским брендам. К маю запасы упали примерно до четырехмесячного минимума. Но затем, как раз в мае, начались проблемы с платежами. На сегодняшний день проблема глобально так и не решена. Те машины, которые были до этого заказаны и оплачены, постепенно доезжают в Россию, но в принципе с августа этот поток стал совсем небольшим. И, таким образом, сейчас у дилеров на складах в принципе остались те же два месячных запаса машин, которые в связи с тем, что еще в сентябре ожидается сезонное увеличение спроса, могут в принципе вполне скоро и закончиться. Таким образом, удорожание прямого, конечно, не связано с никакой проблемой с платежами, но удорожание просто произойдет в силу рыночных причин. Дилеры начнут поднимать цены, так как автомобили будут заканчиваться. Перспектива поступления новых автомобилей пока по-прежнему туманна».
Что касается утильсбора, то одни эксперты в эфире Business FM говорили, что с его увеличением автомобили в России подорожают на 15-20%. Другие отмечали, что у китайских автопроизводителей на российском рынке такая маржа, что они легко смогут позволить себе сделать скидку чуть ли на всю сумму увеличения утильсбора. Третьи думают, что истина где-то посередине и что китайцы дадут скидку, но не такую большую, и что с учетом всех вышеперечисленных факторов, цена на новые машины в России осенью вырастет на 5-7%, может быть, на 10%. Но это с учетом всего.