"Белорусское расширение" ОСАГО и BelGee: сотрудничество в Союзном государстве

Между Россией и Белоруссией практически нет границ, ведь страны входят в единое Союзное государство. Существует огромное количество совместных проектов, в том числе и по производству машин, а также ведутся работы по упрощению жизни автомобилистов обеих стран. Например, уже совсем скоро появится общий полис ОСАГО.

"Белорусское расширение" ОСАГО и BelGee: сотрудничество в Союзном государстве
© ТАСС

С новым полисом…

Для начала вернемся почти на два месяца назад. С 1 июля 2024 года начали продавать новый страховой сертификат "Синяя карта". Он заменил ранее существовавшую "Зеленую карту", которая подтверждала страхование автовладельцев при поездках за границу.

По сути, "Зеленая карта" — аналог полиса ОСАГО, который действует за рубежом. Дело в том, что членство Российского союза автостраховщиков (РСА) и Белорусского бюро по транспортному страхованию (ББТС) в международной системе страхования "Зеленая карта" было приостановлено, в связи с чем и появилась "Синяя карта". Минимальный срок ее действия составляет 15 дней, максимальный — один год. Стоимость карты для поездки на российском автомобиле в Белоруссию на месяц равен 1,5 тыс. рублей, на 15 дней — 1 тыс. рублей. Ее приобретение обязательно перед въездом на территорию соседней страны.

А вот новый единый полис ОСАГО в России и Белоруссии, который должен заработать с 1 октября этого года, будет добровольным. Но выбор такой — или он, или "Синяя карта".

Итак, российское правительство подготовило законопроект, который позволит водителям при желании расширить действие полиса ОСАГО на территорию Белоруссии, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин. "Таким образом, им не придется платить за дополнительную страховку — компенсации при ДТП будут включены в существующую", — говорится в сообщении правительства. Там рассчитывают, что это облегчит поездки в республику для автовладельцев, в том числе для туристов и предпринимателей.

При этом автолюбителя, мол, никто не будет принуждать приобретать такой полис. Действительно, зачем "расширенный" документ, скажем, жителю Иркутской области, который на своем авто доезжал максимум до Красноярска? А вот среди жителей приграничных областей (Брянской, Смоленской, Псковской), активных туристов, людей, которые часто посещают родственников или друзей в соседней стране, уверен, такой полис будет очень востребован. Его также можно будет оформить и в электронном виде, поэтому носить с собой бумажный полис совсем не обязательно.

Словом, это будет как нынешний добровольный вариант расширения обычного полиса ОСАГО, когда, например, доплатив определенную сумму, можно поднять лимит ответственности "по железу". Только пока не очень понятно, сколько будет стоить такое "белорусское расширение". Ведь тарифы "автогражданки" и размер выплат в России и Беларуси отличаются, причем существенно.

С помощью калькулятора на белорусском сайте подсчитал, что для такого, как я — по возрасту и стажу, — жителя Минска, владельца автомобиля Renault Arkana, тамошний полис ОСГО ВТС (обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) на год обойдется примерно в 79 белорусских рублей (2,3 тыс. рублей РФ). В Москве я плачу около 7,5 тыс. рублей. То есть в три с лишним раза больше. С выплатами картина противоположная. В РФ лимиты по выплатам ущерба составляют до 400 тыс. рублей по "железу" и до 500 тыс. при причинении вреда жизни и здоровью людей. В Белоруссии лимит на ущерб имуществу составляет примерно 1 млн российских рублей. Лимит по жизни и здоровью потерпевшего такой же (из них до 400 тыс. рублей может быть выделено на возмещение расходов, связанных с погребением погибшего). Поэтому, как уточнили в ЦБ РФ, для реализации проекта единого полиса необходимо внести ряд изменений в законодательства Российской Федерации и Белоруссии. Видимо, придется в авральном порядке поработать нашей Государственной Думе. В Белоруссии двустороннюю договоренность намерены реализовать путем принятия указа президента.

Кстати, несоизмеримы и наказания за отсутствие страхового полиса. Штраф в Белоруссии за это нарушение как для граждан РБ, так и других стран составляет порядка 20 тыс. рублей. Его выписывают при каждой фиксации отсутствия полиса. Причем выявляют нарушителей в том числе с помощью дорожных камер. В России штрафные санкции очень условные — за отсутствие полиса придется заплатить 500–800 рублей (250–400, если сделать это в 20-дневный срок), а система контроля фактически отсутствует.

Осталось чуть больше месяца до появления нового порядка, надеюсь, все получится и у нас будет совместный (и очень удобный всем) документ.

А пока в России официально открываются дилерские центры новой белорусской марки BelGee.

…на новом автомобиле

Как сообщается в пресс-релизе, уже работают 33 автосалона в Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Туле, Орле, Брянске, Саратове, Оренбурге, Омске и других городах. В планах — открыть в России до конца года не менее 120 дилерских центров во многих регионах. Пока модельный ряд BelGee у нас представлен двумя кроссоверами — городским X50 и среднеразмерным Х70. Продаются в РФ они уже с начала 2024 года, и более чем успешно — за семь месяцев реализовано 17 825 автомашин марки BelGee, а кроссовер Х50 вошел в десятку самых популярных авто на нашем рынке.

Название BelGee (или "БелДжи"), конечно, расшифровывается как "Белорусский Geely". СЗАО "БелДжи" было создано еще в 2011 году правительством Республики Беларусь и китайской компанией, в феврале 2013-го состоялось официальное открытие завода на базе бывшего предприятия "Автогидроусилитель" в городе Борисове. Выпуск автомобилей начался с крупноузловой сборки седанов и кроссоверов Geely Emgrand SC7 и X7. Автомобили по полному циклу со сваркой и окраской кузовов на этом заводе выпускают с 2017 года. Кстати, уже тогда до 90% собранных машин отправляли в Россию.

В 2023-м белорусы приобрели лицензию на выпуск двух моделей — Geely Coolray и Geely Аtlas Pro, которые теперь производятся под собственной, уже белорусской, маркой и носят индексы X50 и X70. Так, сейчас с конвейера сходят три модели: Geely Emgrand (нового поколения, пока только для рынка РБ) и упомянутые кроссоверы BelGee X50 и X70. Но по технологии полного цикла пока собирают только компактный кроссовер BelGee X50. Более крупный BelGee Х70 и седан Geely Emgrand все еще делают методом крупноузловой сборки.

В России Х70 с передним приводом можно приобрести за 2,6–2,7 млн рублей, а с полным — примерно 2,9–3,2 млн. При этом есть возможность получить скидку до 600 тыс. рублей. BelGee Х50 на нашем рынке продается по цене 2,3–2,5 млн. рублей, со всеми скидками возможно взять и за 2–2,2 млн.

В среднем завод Belgee выпускает за две смены около 300 автомобилей. Здесь работает порядка 1,7 тыс. человек. В ближайших планах — перевод на "полный цикл" модели Х70, а также увеличение доли локальных компонентов. Автозавод был изначально рассчитан на выпуск 60 тыс. машин в год, но уже сейчас должен выйти на показатель в 80 тыс. экземпляров. В перспективе мощности могут быть увеличены до 100–120 тыс. авто в год (в том числе за счет строительства второго цеха для новых моделей). По плану это произойдет к 2027 году.

В начале 2023 года между правительствами России и Белоруссии было подписано Соглашение о единой промышленной политике, и для учета уровня локализации применяется российская балльная система. Российские комплектующие в Белоруссии теперь учитываются при локализации, как и белорусские в России. Для полной компенсации утильсбора нужно набрать 2,5 тыс. баллов. Например, модель Coolray/BelGee X50 локализована уже на 52% (с учетом сварки и окраски) и набирает примерно 1,4 тыс. баллов. Если случится запланированный в России рост утилизационного сбора, импортные автомобили сильно вырастут в цене. Однако официальный дистрибьютор "БелДжи" в России уверен, что на локализованные в Белоруссии автомобили будут распространяться меры господдержки, что позволит удержать цены, приемлемые для массового потребителя. А в компании "БелДжи" планируют, что в новом, 2025 году по модели X50 достигнут уровня локализации в 2,2 тыс. баллов.

Внешне BelGee X50 с Geely Coolray абсолютно идентичны, но некоторые отличия все-таки есть, и дело не только в разных шильдиках. Сделано все, чтобы автомобили были максимально приспособлены к нашим условиям эксплуатации. Например, толщина лакокрасочного покрытия на белорусских машинах больше, чем на "родных" китайских; днище автомобилей покрыто мастикой не частично, а полностью, а все скрытые полости дополнительно защищены от коррозии. Как рассказал директор завода "БелДжи" Геннадий Свидерский, после покупки лицензии они не только перешли на сборку машин под своим брендом, предприятие "развязало себе руки" в плане дальнейшей локализации — но под контролем "материнской" компании, чтобы не допустить "провалов" по качеству.

Это все же означает меньшую зависимость от китайских фирм-поставщиков. Уже сегодня на машины ставятся белорусские и российские аккумуляторы ("Зубр" и "Аком"), стекла калужского завода "Фуяо Стекло Рус", местные шины ("Белшина"), российские колесные диски ("Скад"). Кузовные детали для машин поступают в Белоруссию пока из Китая, однако в будущем "БелДжи" рассчитывает локализовать и крупную штамповку (из нашего же проката, видимо, поставщиком будет некое российское предприятие). Организовать литье пластмассовых деталей (бамперов и т.д.) и элементов фар белорусы рассчитывают уже до конца 2024 года (заканчивается монтаж оборудования в новом цеху). В ближайших планах также наладить производство сидений, глушителей, топливных баков, обшивок и ковровых покрытий на белорусских и российских предприятиях. Для этого уже есть совместный план.

Кстати, ныне до 80% всей выпускаемой продукции отправляется в Россию, а остальные 20% распродаются на местном рынке. Причем планов выхода (и захвата) рынков других стран пока нет — в связи с отсутствием проблем со сбытом и без того высокой загруженностью площадки.

Это далеко не самый крупный совместный проект двух стран Союзного государства, но он совсем "свежий", и понятно — он выгоден абсолютно всем. А мне очень приятно видеть все больше новеньких машин с шильдиком "БелДжи" на улицах, например, Витебска и Твери.