Правила оформления расписки о передачи денег: образец и комментарии юриста

Что такое расписка ​​Расписка — это документ, который подтверждает факт получения чего-либо. Различают разные типы расписок, которые подтверждают оплату услуги или товара, передачу имущества другому лицу на сохранение, но наиболее распространенной является долговая расписка. Никакие устные договоренности не сработают в случае возникновения спорной ситуации. Поэтому стоит знать, как правильно составить расписку и что именно в ней должно быть указано, отметил в беседе с "Газетой.Ru" юрист Кирилл Овтов. "Расписка подтверждает совершение договора займа. Расписку следует составлять с той суммы, которую вам жалко потерять. Потому что если вы просто так кому-то дали денег и не составили никакого документа, а тот человек не захочет вернуть вам долг добровольно, то без документа вы никоим образом свои деньги обратно вернуть не сможете", — объяснил он. По словам юриста, расписка между физическими или юридическими лицами подтверждает фактическое наличие договора займа. В содержании расписки указывают все условия выдачи средств: размер займа, валюта, сроки возврата, проценты и штрафы в случае просрочки. Следует помнить, что: * расписку рекомендуется составлять, если размер займа больше 10 тыс. руб.; * важно прописывать сроки действия займа, лучше с конкретной датой; * что именно передано (если материальные ценности, то какие — с подробным описанием, если деньги, то в какой валюте и точная сумма); * при выдаче займа в иностранной валюте необходимо указать эквивалент в рублях согласно действующему курсу. Кто и когда пишет расписку Написать расписку от руки должен сам заемщик. При возникновении спорных моментов в суде будет проще по почерку доказать факт передачи средств. Оригинал документа хранится у заимодателя. Копию расписки делать не обязательно, но если есть такая необходимость, ее следует заверить у нотариуса. Юридическая сила расписки: нужен ли нотариус? Написанная от руки и правильно составленная расписка имеет полную юридическую силу. Главным условием является четкое указание кто, кому и что одолжил, обратил внимание юрист. Расписки бывают обычными рукописными и официально заверенными. По возможности, лучше составить официальную расписку и заверить ее у нотариуса. Так в суде будет легче и быстрее доказать подлинность документа и лиц, которые его составляли. Но это понесет за собой дополнительные финансовые расходы на услуги нотариуса. Согласно закону о нотариате, цена зависит от суммы сделки. При расписке на сумму до 100 тыс. руб. придется заплатить 2 тыс. руб. и еще 0,3% от объема займа. Например, при передаче в долг 100 тыс. руб. нотариус возьмет за оформление 2,3 тыс. руб. Но и обычная расписка, написанная от руки, также ~является официальным документом, даже без заверения нотариуса~. "В судебной практике бывали случаи, когда взыскивали деньги, которые дали в заем по [рукописным незаверенным у нотариуса] распискам, где указывали полное имя, определенную сумму и подписывали от руки. В данном случае деньги взыскивались, но я в целом полагаю, что лучше составлять договор займа с указанием процентов, сроками возврата и так далее", — отметил собеседник "Газеты.Ru". Составление расписки: главные нюансы и правила Как правильно передавать деньги: до или после расписки? Передать деньги можно лично (наличными) или с помощью электронного перевода в банк. Главное, что нужно учесть — дата и подписи в расписке ставятся только после передачи и пересчета денег. Составить расписку можно в день оформления займа или заранее, но дата и подписи ставятся только по факту передачи средств. Тогда электронная выписка из банка (если деньги переводят с карты или лицевого счета) будет дополнительным доказательством наличия долга. Как указать проценты и штрафы в расписке Необходимость установления процентов и штрафов стороны определяют сами, довольно редко займы выдаются без соответствующих условий. О размере процентов также необходимо договориться — ориентироваться можно на ставку Центробанка. Не рекомендуется ставить слишком высокую процентную ставку по займу. Например, заем составляет 100 тыс. руб., а с учетом процентов долг за короткое время вырос до 200 тыс. руб. При взыскании через суд, заемщик может оспорить и значительно снизить эту сумму. "В расписке следует указывать проценты. Если этого не сделать, то проценты будут начисляться по ставке рефинансирования Центробанка", — подчеркнул Кирилл Овтов. В каких случаях расписку могут аннулировать Расписку можно отменить через суд. Это возможно, если: * в расписке нет подтверждения передачи средств (отсутствуют подписи заемщика, свидетелей); * одна из сторон сделки недееспособна; * документ составлен со значительными нарушениями норм закона (например, завышенные проценты и штрафы); * сделка заключена под давлением и угрозами. Кроме того, нужно быть быть готовым к тому, что суд может попросить объяснить, откуда вы взяли деньги, которые дали в долг человеку, написавшему расписку, предупредил юрист. Что такое договорная подсудность и зачем она нужна В случае, если возврат долга не произошел по истечении сроков в расписке, деньги взыскивают через суд. Как правило, заседания проводятся по адресу регистрации заемщика. Однако бывают случаи, когда человек, который взял деньги взаймы, зарегистрирован, например, в другом городе, куда заимодателю попросту неудобно ездить. При таком раскладе при составлении расписки можно использовать такое понятие как договорная подсудность, отметил Овтов. "Очень неплохо указать в расписке, что все споры будут решаться в суде по месту жительства или регистрации заимодавца. Тогда, если ваш должник уедет в другой город и не вернет деньги, то вы сможете обратиться в суд по месту своего жительства на основании договорной подсудности, указанной в расписке или договоре займа", — объяснил юрист. Что такое исковая давность расписки и зачем ее соблюдать В расписке обязательно должен быть указан точный срок, когда заемщик должен вернуть деньги заимодателю. Если дата возврата займа указана, то именно с нее начнется отсчет исковой давности, который длится три года. "Если расписка выдана и срок возврата денег прошел, с этого момента начинает течь срок исковой давности. По общим правилам, это три года. Если вы три года ничего не делали (не обращались в суд, не подавали иск), а через три года и один день подали иск в суд, то ваш должник имеет право заявить о применении срока исковой давности. Тогда суд его применит, и вы ничего не получите обратно. Поэтому срок исковой давности упускать не стоит", — рассказал собеседник "Газеты.Ru". Как правильно составить рукописную расписку: образец Грамотно оформленная расписка составляется от руки в одном экземпляре и должна содержать следующие данные: * название документа (т.е. "расписка"); * фамилию, имя, отчество, паспортные данные лица, кто дает расписку и лица, которому ее дают; * конкретное и полное указание, в чем дана расписка (точное количество полученных денег, перечень товаров, ценностей и так далее). Количество нужно обозначить цифрами и рядом в скобках прописью ???например, 120 тыс. руб. (сто двадцать тысяч рублей)???; * в официальной расписке (такой, в которой фигурирует юрлицо) нужно указать номер приказа или распоряжения, на основании которого были выданы деньги или материальные ценности; * цель передачи денег или материальных ценностей (например, заем); * срок возврата переданных средств или имущества; * подпись лица, давшего расписку (для официальной расписки — заверение подписи руководителем предприятия); * дата составления документа; * паспортные данные и подпись свидетеля. "К слову, когда вы кому-то даете деньги взаймы, составляете расписку, я бы рекомендовал делать копию паспорта и СНИЛСа с подписью заемщика, что ксерокопия верна", — обратил внимание юрист. Если вы хотите составить расписку о получении или выдаче займа от другого человека, то можете использовать образец ниже. Текст расписки можно набрать на компьютере, но обязательно проверьте наличие подписи, а также фамилии, имени и отчества, написанных заемщиком от руки, уточнил Кирилл Овтов. Такой документ лучше всего заверить у нотариуса для полной безопасности. "Если вы составили расписку в печатном виде, то следует не просто подписать документ, а от руки указать полное имя и затем подписать. Иногда начинаются споры, и чем больше материала предоставляется эксперту, тем с большей долей вероятности специалисты смогут установить, принадлежит эта подпись указанному лицу в документе или нет. Поэтому, если вы печатаете расписку на компьютере, проверьте наличие полной подписи с именем, фамилией и отчеством. Чтобы, если ваш заемщик окажется непорядочным и заявит, что эта подпись не его, экспертам было бы с чем поработать", — заключил юрист.

Правила оформления расписки о передачи денег: образец и комментарии юриста
© Газета.Ru