2 модели, которые спасли Porsche от банкротства

В начале 1990-х годов компания Porsche оказалась на распутье. Бренд, почитаемый за свои легендарные спортивные автомобили, находился на грани финансового краха. Экономический спад конца с 1980-х до начала 1990-х годов и неспособность адаптироваться к меняющимся требованиям рынка привели к тому, что бренд оказался в тяжёлом положении. Porsche пришлось заново изобретать и переосмысливать свои будущие стратегии. Благодаря этой непростой ситуации, появились две модели, ставшие впоследствии легендарными — Boxster и Cayenne.

2 модели, которые спасли Porsche от банкротства
© Quto.ru

Провал Porsche в начале 90-х гг.

В 1990-х годах у компании было много проблем, вызванных экономическими факторами и внутренними стратегическими ошибками. Мировая экономика находилась в состоянии рецессии, в результате которой в конце 80-х и начале 90-х годов в Европе и Японии появились невероятные автомобили. В начале 90-х предметы роскоши стали первыми в списке покупок многих потребителей. Но Porsche в этот момент предлагал уже устаревший модельный ряд, а средств для разработки новых автомобилей не было.

Кроме того, в автомобильной промышленности происходил сдвиг в сторону более практичных автомобилей: потребители всё чаще отдавали предпочтение седанам, более доступным спортивным автомобилям и внедорожникам. Этот сдвиг застал Porsche врасплох, поскольку модели в линейке компании того времени —911 и 964 — были дорогими спортивными машинами, которые не слишком отличались друг от друга.

История Porsche: эволюция от 911 до Taycan

Кроме того, Porsche страдал от неэффективных производственных процессов, которые были обусловлены десятилетиями ручной сборки автомобилей. Это работало, когда с конвейера сходило всего несколько тысяч автомобилей в год. Но к моменту, когда пришло время ускориться, масштабы были не те. Такой подход был дорогостоящим и трудоёмким.

К тому же у Porsche появилось больше конкурентов: Chevrolet Corvette C4, Acura NSX и Nissan 300 ZX. Из-за всех этих факторов продажи компании упали с 50 тыс. автомобилей в год в середине 80-х годов до чуть более 14 тыс. к 1993 году.

Руководители Porsche поняли, что компании необходимо модернизировать производственные процессы и обновить модельный ряд. Нужно было создать автомобиль, который привлёк бы молодёжь. Чтобы удешевить выпуск новой модели, нужно было использовать детали от других моделей, например, от 911. Так в 1991 году появилась идея двухместного среднемоторного родстера.

Две очень редкие версии Porsche 911

© Porsche

Быстрый способ создать спасательный круг в виде Boxster

Идея создания более дешёвой модели была предложена Хорстом Мархартом, Венделином Видекингом и Дитером Лакси. Porsche Boxster появился в 1996 году, и он значительно отличался от традиционных предложений компании. Это был дешёвый автомобиль, который внешне напоминал 911, и частично состоял из деталей той же модели.

Этот среднемоторный спортивный автомобиль стал первым за более чем 10 лет. Такая компоновка обеспечивала отличную управляемость и баланс, делая автомобиль по-настоящему драйверским. Название было игрой слов: Boxer означал двигатель Flat-6, а Speedster — кабриолет.

Выпуск доступного Porsche было рискованным, потому что если бы это не сработало, компании пришлось бы обанкротиться. Ставка была сделана на новую аудиторию, которая раньше не могла даже подумать о Porsche. Таким образом бренд хотел вырастить новое поколение поклонников марки, которые со временем могли бы позволить себе 911.

Дизайнерские особенности классических автомобилей, которые мы почти потеряли

Успех Boxster был мгновенным. Он быстро стал самой продаваемой моделью Porsche. Например, в США в 1993 году компании удалось продать всего 3 713 автомобилей, а к началу следующего века это число выросло до 46 110 экземпляров. Высокие продажи модели не только обеспечили столь необходимые денежные вливания, но и продемонстрировали, что Porsche может успешно конкурировать на рынке более доступных спортивных автомобилей.

Более того, появление Boxster ознаменовало поворотный момент в подходе Porsche к разработке продуктов. Выпуск модели показал, что Porsche может создавать автомобили, которые будут одновременно желанными и прибыльными, не полагаясь исключительно на нишевые спортивные модели. Это осознание впоследствии послужило основой для решения компании выйти на набирающий в те годы обороты рынок внедорожников. Так появился Cayenne.

© Porsche

Cayenne вернул Porsche былую славу

Boxster сыграл решающую роль в начальном восстановлении Porsche, но именно появление Cayenne в 2002 году по-настоящему оживило судьбу компании. Продажи 911 и Boxster сами по себе были недостаточны, и для обеспечения будущего требовался прорыв.

Решение о разработке внедорожника было встречено скептически как внутри Porsche, так и среди преданных клиентов марки. Многие поклонники считали, что Porsche отказывается от своих корней, выпуская не спортивный автомобиль. Однако руководство компании во главе с генеральным директором Венделином Видекингом понимало, что мировой автомобильный рынок меняется. Внедорожники становились всё более популярными. Cayenne был разработан, чтобы дать покупателям производительность, роскошь и практичность в одном кузове.

Чем отличаются топовые внедорожники VW, Audi, Lamborghini, Porsche и Bentley

Автомобиль получил систему Porsche Traction Management, раздаточную коробку с пониженной передачей и межосевым дифференциалом. Однако компания не хотела, чтобы это был просто внедорожник, она хотела, чтобы это был Porsche. Поэтому максимальная скорость свыше 240 км/ч и исключительная проходимость поворотов были обязательными.

С самого начала Cayenne стал коммерческим успехом. Мощные двигатели, точная управляемость и роскошный интерьер сделали его хитом продаж. Высокая рентабельность Cayenne и высокие продажи на ключевых рынках позволили компании получить средства, необходимые для инвестиций в новые технологии и расширения модельного ряда.

И Boxster, и Cayenne сыграли важнейшую роль в трансформации бренда. Спортивный родстер позволил заработать денег на выпуск по-настоящему прорывного Cayenne. Если Boxster помог стабилизировать Porsche в период кризиса, то Cayenne вернул производителю корону.