Войти в почту

Курс российского автопрома: на Восток – без тормозов

Пресловутое «импортозамещение», судя по всему, окончательно отменяется, в российском автопроме точно. На Восточном экономическом форуме (ВЭФ) всерьёз обсуждался вопрос, нужно ли нам вообще производство автокомпонентов, или достаточно «кооперации» с компаниями из КНР. При сложностях с расчётами и проблемах с поставками подобная тема вызывает очень неудобные вопросы.

Курс российского автопрома: на Восток – без тормозов
© Свободная пресса

«Российский автопром: курс на Восток или технологический суверенитет?» — так называлась одна из дискуссий на ВЭФ. То есть нужно ли там что-либо производить самостоятельно или будем опять организовывать некую «интеграцию российской автоиндустрии в мировую отрасль»?

Чем два с половиной года назад закончилась эта самая «интеграция», видимо, все уже забыли. Стоящие конвейеры всех российских автозаводов, судорожные поиски хоть каких-то комплектующих вместо европейских, рост себестоимости продукции. Но тогда альтернативные поставщики автокомпонентов ещё были, сейчас же таковых, по сути, не осталось.

Помимо компаний из Поднебесной никто и ничего российским автозаводам не продаёт, импорт европейских, японских и американских деталей через третьи страны практически перекрыт. Но и с Китаем проблемы.

Так называемые вторичные санкции Запада оказались очень эффективными. КНР поставили перед простым выбором: либо они максимально усложняют работу с российскими компаниями, либо им перекрывают авторынки США, Евросоюза и прочих стран. Выбор между копеечными поставками запчастей на «АвтоВАЗ» и огромными прибылями очевиден.

«Критична ли кооперация для локализации компонентов и наращивания добавленной стоимости или более эффективен путь технологического суверенитета?» Вопрос совершенно вредительский. В России не производятся больше подшипники, нет и отечественной электроники. Достаточно наглухо перекрыть всего две эти позиции и никакого автопрома у нас в стране не будет. В принципе!

«Из всего «запрещенного» мы ничего не локализовали в России. То есть всё, что шло из Европы, теперь просто идёт из Китая. Речь и о пластиках, и о подшипниках, и о многом другом. Лампочки — это вообще уникальный случай. В стране как не производилось автомобильных лампочек, так и не производится», — ещё год назад возмущался директор по развитию группы компаний «ОАТ» (производство автокомпонентов) Илья Семенов.

Да, отечественных автомобильных лампочек давно уже нет, совсем, можно сходить в любой магазин и лично в этом убедиться. В СССР они были, у многих остались ещё их запасы. Но «свободной России» подобные производства не нужны, в потугах «вставания с колен» их уничтожили. Как и многое другое.

Что сделано за минувший год? Например, всем российским предприятиям увеличили налоговую нагрузку, а стоимость кредитов выросла более чем в два раза. В КНР налоговая нагрузка на бизнес около 20%, в РФ — более 50%. Стоимость кредита в Поднебесной — порядка 0,05% годовых, в нашей стране — 30-35%. НДС у китайцев всего 13%, у нас — 20%. И так далее. О каком производстве вообще может идти речь?

Ранее тоже всё только ухудшалось. В «тучные» годы, когда Россия купалась в нефтедолларах, деньги шли на мундиали. На развитие промышленности не тратилось ничего. А электорату лили в уши ложь про успехи импортозамещения.

«Автомобильная промышленность играет существенную роль в области внедрения новых технологий. Увеличение выпуска и технологические инновации в автомобильной промышленности распространяются далее по производственной цепочке в отраслях-поставщиках. Автомобильная промышленность относится к числу ведущих отраслей мировой экономики в области НИОКР. По данным Еврокомиссии, по совокупному объему расходов на НИОКР отрасль находится на третьем месте в мире после сферы информационных технологий и медицины.

Объёмы импорта комплектующих в РФ демонстрируют рост. Характерным примером является объём импорта деталей для производства двигателей внутреннего сгорания, который сейчас превышает уровень 2012-2013 годов. Рост зависимости от импортных закупок заметен и на примере конкретных производителей. Так, согласно отчетности ПАО КамАЗ, доля импорта в закупках в январе-сентябре 2020 г. достигала 35,5% по сравнению с 12,1% за аналогичный период 2012 года.

Зависимость российского автопрома от импорта, проявлявшаяся ранее в высокой доле импорта на рынке готовых автомобилей, теперь перешла на уровень автомобильных компонентов. Российский автопром продолжает зависеть от поставок импортных компонентов. И хотя цели по локализации сборочных производств формально считаются выполненными, на самом деле они были достигнуты за счет наименее технологичных компонентов (таких как стекло, детали интерьера и т.д.).

А также за счет неглубокой локализации, в рамках которой при организации выпуска компонентов внутри страны основные комплектующие и материалы для их производства по-прежнему завозятся из-за рубежа.

По сути, автопроизводители декларируют повышение доли российских компонентов при сохранении значительного объема импорта комплектующих», — писали в спокойном 2021-м аналитики Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) в докладе «О необходимости развития производства автокомпонентов в России».

А воз и ныне там, более того, всё продолжает ухудшаться ускоряющимися темпами. Какие производства было открыты за последние 12 месяцев? В том-то и дело, что никаких. Можно отматывать на годы назад, но картина останется прежней.

Сложности с поставками и расчётами – ещё ладно, в принципе, пока есть «обходные пути». Но на что покупать-то будем? Валютные поступления от экспорта нефти, газа, угля и прочего сырья быстро оскудевают, эти товары и помимо нас есть кому продавать. Причём спокойно, без «кривых» расчётов и угроз всяких санкций со стороны США!

«Если мы говорим об автомобилях с двигателем внутреннего сгорания, можно думать о локализации коробок передач, каких-то решениях для двигателей и так далее. На самом деле спектр гораздо шире: это и подушки безопасности, и системы ABS — то, о чем много говорилось в последнее время, и то, чего не хватает.

Здесь нужна государственная поддержка. И в этом смысле направить её на создание таких компетенций внутри страны будет правильнее, нежели, как часто было в прежние годы, размазывать на поддержку спроса или незначительные шаги в части локализации. Они не решали ключевую проблему компетенций для производства полноценного автомобиля внутри страны даже при самых негативных внешних сценариях», — говорит аналитик в области автопрома Владимир Беспалов.

Никакой господдержки нет и пока не предвидится. Сей факт, судя по всему, собираются возвести в ранг закона, иначе бы данную тему на ВЭФ не стали поднимать. Типа ничего в России мы производить не будем, всё купим. Наверное. Как всегда, персональной ответственности за принимаемые решения никто в нашей стране не несёт, и когда мы станем наблюдать очередной провал, власть сделает вид, что ничего не происходит. Но с такими подходами мы просто потеряем свою страну. Наверху об этом не задумываются?

Последние новости и все самое важное об импортозамещении, - в теме «Свободной Прессы».