Камеры будут определять наличие ОСАГО у водителей в рамках эксперимента
Водителей ждет новый эксперимент — камеры будут определять наличие полиса ОСАГО. Эксперимент начнется с 1 марта и продлится год. Пока штрафов выписывать не будут, на «Госуслуги» будут приходить предупреждения, пишет газета «Известия» по итогам обсуждений проекта в аппарате правительства.
К идее подступались давно. По подсчетам страховщиков, на российских дорогах передвигается до 3,5 млн водителей без полисов. Это 10% от общего числа автовладельцев в стране. Поначалу хотели выписывать штрафы за отсутствие полиса неограниченно: сколько камер проедет водитель, столько штрафов и придет. Теперь решено выписывать предупреждения раз в сутки, говорит участник рабочей группы по разработке ГОСТов на комплексы автофиксации Григорий Шухман:
Григорий Шухман участник рабочей группы по разработке ГОСТов на комплексы автофиксации «Выявление транспортных средств, на которые не оформлен полис ОСАГО, не отличается от такого состава, как, например, выявление в Москве грузовиков без грузового пропуска. То есть сама камера пробивает не машину на наличие ОСАГО, а ее номер по базе полисов ОСАГО. Если в базе ОСАГО есть такая машина, то машина не фиксируется. Если машины нет, то она будет фиксироваться, дальше либо предупреждение на первых порах, в дальнейшем, возможно, будут штрафы. Тут есть нюанс, что, во-первых, у нас полисы действуют с ноля часов, то есть даже если человек с утра проехал, нарушил, в течение дня все равно у него полис не появится. Поэтому предусмотрено, что штраф или предупреждение будет выноситься только раз в сутки. То есть, если человек несколько раз проехал под камеру, у него все равно будет только одно предупреждение, а потом и штраф. С технической стороны тут больше проблема с нагрузкой на базу, потому что, если каждую машину, проезжающую по факту проезда, пробивать по базе ОСАГО, сервер не выдержит. Поэтому ранее предполагалось, что будут пробивать не все машины, а только те, которые зафиксированы по какому-либо правонарушению по другой статье, то есть превышение скорости, проезд на красный и так далее. Соответственно, нагрузка снизится и будет легче системе. Естественно, будут стандартные ошибки, как ошибка распознавания номера. Допустим, едет машина с полисом, а номер у нее распознался как у машины, которая, допустим, стоит сейчас на ремонте и полис не покупался, поскольку система неправильно распознает номер, и, допустим, у этого номера нет ОСАГО. Владельцу машины с таким номером придет штраф, даже если на фотографии другая машина, это обычная практика. Тут есть вопросы: если, допустим, агент продавал полис, но этот полис еще не успел отразиться в базе, тоже нужен временный зазор, чтобы быть уверенным, что если полис покупался вчера-позавчера, то сегодня уже номер в базе полисов ОСАГО есть».
Некоторые водители не покупают полис, так как штрафы за его отсутствие относительно небольшие — от 500 до 800 рублей. В то время как сам полис может стоить в десятки раз больше, в зависимости от стажа и показателя аварийности водителя.
Чтобы решить эту проблему, рассматривали два пути — штрафовать каждый день либо увеличить штрафы. Потом подумали — почему бы не сделать и то и другое, говорит президент Всероссийского союза страховщиков Евгений Уфимцев:
Евгений Уфимцев президент Всероссийского союза страховщиков «Информационная система страховщиков передана в информационную систему Банка России, чтобы проверить, нет ли ошибок и проблем во взаимодействии между двумя системами, поэтому предложено на первом этапе начать проверку с использованием именно предупреждений. И эксперимент, когда мы говорим — в течение года, это значит, что он будет идти до конца года. Если на первых этапах сразу будет понятно, что система работает без сбоев, я думаю, что штрафы могут включить и раньше. На сегодняшний момент существует два правильных трека. Первый трек — то, что за повторное нарушение в случае отсутствия полиса ОСАГО необходимо увеличить штраф, и мы поддерживаем эту инициативу, она очень правильная, потому что сейчас сотрудник ГИБДД, проверяя наличие полиса ОСАГО, при повторном нарушении сможет оштрафовать нарушителя на более высокую сумму. Использование возможности с помощью фото- и видеофиксации, автотехнического процесса сейчас требует некоторого времени, чтобы не появились жалобы или сложности с определением и взаимодействием двух информационных систем, потому что очень большие объемы по количеству проезжающих транспортных средств, чтобы не было ошибок во взаимодействии и технических сбоев, поэтому для пилотного этапа предлагается провести такой эксперимент. Но это два разных трека — повышение штрафов через второе нарушение, и он правильный и справедливый, думаю, что в ближайшее время заработает, и предупреждение тотальное по всем проезжающим по камерам — это отдельный трек, чтобы дисциплинировать водителей, которые вдруг на один день, условно говоря, забыли и не продлили полис».
Пока по инициативе штрафовать за отсутствие ОСАГО через камеры есть несколько вопросов, продолжает член совета директоров группы содействия «Дельта» Глеб Виленский:
— В данном случае есть не то чтобы большая сложность, но неопределенность с тем, как хорошо будут взаимодействовать информационные системы ГИБДД и Союза страховщиков или Центрального банка, где содержатся все данные о застрахованных автомобилях. Главная задача этого эксперимента заключается в том, чтобы проверить, насколько много будет сбоев, потому что, если люди часто будут получать необоснованные штрафы, то есть у человека есть страховка, а ему приходит штраф за отсутствие полиса, это вызовет большую волну народного негодования, что никому не нужно.
— Почему правительство не идет по пути повышения штрафов за отсутствие полиса? То есть победил принцип «лучше понемногу, но регулярно, чем раз в год и много»?
— Все штрафы — это же способ призвать к порядку. Увеличивать размер штрафов имеет смысл, на мой взгляд, только в одном случае: если призыв не услышан или недостаточно эффективно работает. В ситуации с отсутствием полиса ОСАГО штрафы сейчас вообще не используются, потому что сотрудников ГАИ на дорогах мало, они редко останавливают машины, соответственно, водитель может спокойненько ездить без страховки полгода, а то и год, его никто и не остановит. Меня почти никогда не останавливают на дороге, что создает проблемы, я однажды забыл и действительно несколько месяцев ездил без страховки, потому что не продлил полис. Поэтому сейчас не нужны большие штрафы, сейчас нужно через этот механизм сначала извещение, а потом уже штраф, приучить людей, что этот параметр контролируют и за отсутствие страховки будут штрафовать.
Перед тем как окончить эксперимент и начать высылать штрафы, еще нужно будет внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях. В нем пропишут, что штраф за отсутствие полиса может приходить не чаще одного раза в день. Изменения к КоАП планируется подготовить к 1 ноября.