Войти в почту

Новосибирец заявил о получении выплат по ОСАГО втрое меньше ущерба

В Новосибирске автомобилист, пострадавший в аварии, получил от страховой компании 14 тысяч рублей, а оказался должен больше 50.

Согласно статистике ГИБДД, 9,2% автомобилистов в России (около 45 миллионов водителей) ездят без полисов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Больше всего таких нарушителей в Екатеринбурге. Новосибирск – на втором месте. У нас 14% автовладельцев принципиально не оформляют ОСАГО.

«Отказники» мотивируют свое решение тем, что в случае аварии выплаты по ОСАГО составляют копейки, на которые отремонтировать машину невозможно. Между тем, сама страховка неуклонно дорожает и на сегодняшний день стоит порядка 8 тысяч рублей на год, если речь идет об опытном водителе, который не допускает аварий. Новички платят больше 10 тысяч.

– 91% опрошенных автомобилистов указали на основную проблему ОСАГО – это недоплата по цене деталей до 50%, – пишет дзен-канал «Помощник водителя».

Разуверился в смысле ОСАГО и наш читатель Дмитрий К. В 2023 году он попал в аварию на автомобиле Lexus RX300. Виновником признали другого участника ДТП и страховая компания «РЕСО гарантия» выплатила Дмитрию по ОСАГО 13 тысяч рублей. Разумеется, эта сумма его не устроила. Отправив досудебную претензию в страховую компанию, Дмитрий получил еще 3400 рублей. Оставшись неудовлетворенным и этой суммой, наш герой пошел в суд.

– На суде, когда мы представили данные своей экспертизы, судья сказала, что нужна судебная. Это – стандартная процедура. У суда имеется несколько аккредитованных лабораторий, которые выполняют эту работу, – рассказала представитель Дмитрия – генеральный директор компании «МаяК» Марина Тимофеева.– Мы знали, что в самом худшем случае, если проиграем, нам придется оплатить стоимость этой экспертизы. Проводила ее «Лаборатория Судебной Экспертизы». Ущерб оценили в 14 тысяч. А стоимость отчета по экспертизе – 57 тысяч рублей.

Марина Тимофеева добавила, что ни ее, ни ее клиента заранее не поставили в известность о стоимости работ по оценке ущерба. На осмотр Дмитрия с машиной не вызывали. Весь отчет сделали по фотографиям.

Руководитель Новосибирского отделения Федерации автовладельцев России Вячеслав Ашурков говорит, что проблема несоответствия страховых выплат по ОСАГО реальной стоимости ремонта существует давно и усугубляется день ото дня:

– Стоимость деталей и ремонта страховые компании определяют на основании данных справочника, который составляет регулятор страхового рынка – Центробанк. Данные в официальном справочнике РСА «Сведения о средней стоимости запасных частей транспортного средства» обновляются каждые полгода. Причем, в последнее время обновляются они в сторону снижения.

Портал НГС со ссылкой на издание «Фонтанка» приводит данные о том, что цены на рынке автозапчастей за год выросли в среднем на 40%, а в справочнике РСА – снизились вдвое, а то и больше. Так, например, капот на Mercedes GLC 300 2016 года выпуска летом прошлого года в каталоге стоил 91 243 рубля, а сейчас 27 010 рублей. Бампер для того же «Мерседеса» год назад в справочнике РСА оценивался в 179 565 рублей, сегодня — всего 79 776. Почему так — объяснений нет. И главное, тот, кто попытается оспорить эти цифры в суде – проиграет, поскольку суд будет ориентироваться на цены, указанные в справочнике, а не на то, сколько запрашивают за ремонт владельцы СТО и продавцы автозапчастей. Таким образом, попавшим в аварии автовладельцам приходится либо через суд взыскивать дополнительные деньги с виновника аварии, либо добавлять свои.

По словам Вячеслава Ашуркова, больше всех пострадали владельцы японских и европейских машин, ввезенных в РФ в 90-х и начале 2000-х. У нашего героя, напомним, японский Lexus RX300 2004 года выпуска. Китайские «контрактные» детали, которыми сейчас заполнен рынок, для них не подходят, а оригинальные стоят бешеных денег, потому что – дефицит. Страховщики же, повторимся, считают по справочнику, где указаны китайские.

— Автомобилистам приходится выкручиваться: вместо замены деталей заниматься их выправлением, вместо оригинальных ставить «контрактные», а значит, заведомо некачественные, — говорит Ашкурков.

Однако больше всего автоэксперта удивила цена судебной экспертизы — 57 тысяч рублей.

— Обычно это стоит в пределах пяти тысяч. Впрочем, смысл понятен – отвадить людей от судов по ОСАГО, —прокомментировал президент региональной ФАР.

Очередное заседание суда по делу Дмитрия состоится 29 октября. На нем будет решаться вопрос об оплате стоимости судебной экспертизы.

— По итогу, ОСАГО теряет всякий смысл и мы возвращаемся в 90-е, когда вопросы выплат за ущерб от аварий автомобилисты решали в лучшем случае в судах, а в худшем - на криминальных разборках, — резюмирует Вячеслав Ашурков.

Екатерина СОСНИНА