«Автогражданка» теряет берега: ОСАГО сделают таким «свободным», что страшно за руль садиться
Страховое лобби готовит новые изменения в правовую базу по ОСАГО, регулируемый государством «коридор» тарификации хотят убрать и дать возможность участникам рынка самостоятельно устанавливать цены на полисы — как им заблагорассудится.
Помимо этого, страховые компании (СК) вернулись к теме ремонтов по «автогражданке» с применением старых запчастей, народ хотят начать обирать вообще по полной программе.
«Страховой рынок уже вплотную подошёл к свободному тарифу по ОСАГО, когда больше не нужен будет установленный ЦБ коридор базовых ставок, а компании начнут самостоятельно рассчитывать стоимость полиса.
С 1 января страховщиков и автомобилистов надо к этому готовить. Система НСИС (Национальная страховая информационная система — «СП») даёт оперативный контроль ситуации, и, наверное, верхние и нижние границы ценового коридора уже не нужны. Конкуренция страховщиков у нас есть, рынок это доказал», — вещает президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.
«Свободные тарифы» — это значит, что СК дадут возможность творить всё, что они хотят. Ни о какой конкуренции на рынке нет и речи, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) неоднократно признавала, что на рынке ОСАГО имеется сговор компаний. И, традиционно, ничего не предпринимала.
Собственно, данные тарифы уже есть, когда в прошлом году были введены короткие полисы ОСАГО, СК дали возможность самостоятельного ценообразования. Стоимость страховки, которая должна была стать очень дешёвой, тут же взлетела до небес, за однодневную «автогражданку» просят как за полугодовую. Естественно, никто это не покупает, так как экономическая целесообразность тут отсутствует.
Но покупать «короткий» полис вас никто не заставляет. Если же распространить данную практику на всю «автогражданку», то её стоимость тут же вырастет в разы. Покупка этой страховки останется обязательной, а вот с СК какие-либо обязательства снимут. Что вообще как-то за гранью добра и зла.
«Свободное тарифообразование приведёт к тому, что начинающие водители и водители с частыми авариями будут платить премию в несколько раз больше. Это может ограничить их от возможности покупать и эксплуатировать авто. Однако даже при наличии одного убытка с любым водителем стоимость ОСАГО может резко возрасти. Страховые компании при таком подходе могут отказывать принять на страхование или усложнять процесс страхования для аварийных клиентов, ссылаясь на свободное ценообразование», — рассуждает генеральный директор ООО «АСТ» Каро Карапетян.
В переводе на русский: с начинающих водителей будут драть семь шкур, со всех остальных, в общем-то, тоже. Что же касается езды без ОСАГО, то уже во многих регионах большинство водителей не имеют полисов «автогражданки», причём это уже не только Кавказ. Где именно такое творится — всем всё известно, но из Москвы почему-то туда не приезжают начальники дабы навести порядок. К чему бы это?
К «свободным» тарифам собираются подогнать и новый штраф за езду без ОСАГО, его хотят поднять с нынешних 800 рублей сразу до 5000 рублей. Правительство и Минфин уже одобрило поправки в законодательство, но в Госдуму документ пока не внесли. Не иначе как опасаются «острого роста социальной напряжённости». Особенно в свете того, что за отсутствие документа предлагается штрафовать несколько раз за сутки (сейчас можно только один раз).
Инспектора ГАИ уже давно не проверяют наличие «автогражданки», они знают, что тема больная. И рисковать не хотят, народ и так на взводе. Страховщики в курсе проблемы и с 1 марта 2025 года стартует некий «эксперимент» по выявлению водителей без полисов при помощи дорожных камер. Вроде как штрафы обещают пока не рассылать, но в это как-то не особо верится.
Правда, не очень понятно как эти самые камеры будут работать в тех регионах, где у большинства нет ОСАГО. Или камеры там предполагается отключить?
Вишенкой на торте нововведений станет применение б/у запчастей при ремонте по ОСАГО, данную тему вновь подняли. Судя по всему, СК и аффилированные с ними чиновники окончательно уверились в собственной безнаказанности и решили устроить форменный беспредел. Ставить на машины клиентов полный хлам и брать за это большие деньги.
Вдобавок это открывает широчайшие возможности для злоупотреблений. С вашей машины могут снять кондиционную деталь и заменить её полным хламом — дескать, починили.
Минфин и тут не против, позиция данного ведомства в части всего, кто касается поборов с народа, однозначна.
«Понятно, что не могут использоваться б/у тормозные колодки, но фары, наверное, могут быть использованы. Если коллеги из Минтранса смогут отрегулировать вопрос использования б/у запчастей и гарантировать безопасность этого решения, можно было бы рассмотреть такую возможность. Я буду ориентироваться на позицию Минтранса», — говорил ещё в прошлом году заместитель министра финансов Алексей Моисеев.
Тогда проект отложили — до лучших времён. И таковые, судя по всему, настали. ОСАГО окончательно становится частным налогом, который собирается СК в свою пользу, чиновникам тоже перепадает. А электорату предписывается платить, с каждым днём всё больше. Однако желающих слушаться, напротив, становится всё меньше.