Сайт теряет позиции в поисковой выдаче — что делать

Александр Шестаков, руководитель платформы LinksSape, рассказал, где искать причины происходящего и какие действия надо предпринять для борьбы с провисанием позиций.

Сайт теряет позиции в поисковой выдаче — что делать
© It-world

В первую очередь, если вам кажется, что позиции просели — полезно подтвердить и конкретизировать проблему с помощью сервисов аналитики, таких как Ahrefs. Есть ряд параметров, которые стоит проверить, кроме видимости в поисковых системах и позиций по важным запросам. С сайтом или подходом к SEO точно нужно что-то делать, если в придачу к проседанию позиций добавилась одна или несколько проблем из этого списка:

На сайте стало меньше трафика из поиска. У ресурса снизился показатель CTR. Уменьшилось количество продаж и конверсий. Увеличился процент отказов. Снизилось среднее время пребывания на сайте.

Если проблема подтвердилась — нужно как можно скорее найти и устранить ее причину. Ниже мы разобрали 12 самых частых причин проседания позиций с рекомендациями по их устранению и профилактике.

Как избежать распространенных ошибок и сохранить позиции

Технические ошибки

Наличие недоработок технического характера — одна из наиболее распространенных причин снижения позиций сайтов в выдаче.

1. Ошибки в файле robots.txt

Из-за неправильно заполненного файла некоторые страницы или даже весь сайт будут запрещены к индексации поисковыми роботами. Это гарантированно приведет к падению позиций в поисковой выдаче.

Как избежать. Настройте в сервисах вебмастера уведомления о наличии трудностей с индексацией. Как исправить. Исправьте запрет на индексацию, а после через сервис вебмастера отправьте заявку поисковым системам на повторное посещение сайта.

2. Удаление нужной страницы или ее недоступность

Если на момент обхода поисковыми роботами страница не давала отклик с кодом 200, а, например, 404, она может утратить релевантность и потерять позиции.

Как избежать. Регулярно проверять в инструментах вебмастера, какой отклик дают ваши страницы. Как исправить. Решить причину недоступности страницы, чтобы вернуть ей отклик с кодом 200, и подать заявку поисковым роботам на ее повторное посещение.

3. Недоступность всего сайта

Из-за проблем с хостингом сайт может стать недоступным для роботов.

Как избежать. Мониторить состояние сайта, настроить уведомления в случае, если хостинг станет недоступен. Сменить хостинг, если проблема повторяется неоднократно. Как исправить. Выявить причину на стороне хостинга и устранить проблемы, восстановив работоспособность ресурса.

4. Наличие дублирующихся страниц

Если у посадочной страницы возникает дубль, повторяющий ее по смыслу или технически, это может стать причиной провисания позиций.

Как избежать. Организуйте периодические проверки вашего ресурса. Избегайте ситуаций, когда поисковые запросы, продвигаемые на новых страницах, пересекаются с другими страницами. Как исправить. В файле robots.txt можно запретить посещение и индексирование дублей, либо же настроить с них редирект с кодом 301.

5. Некорректное отображение сайта на смартфонах

Если сайт плохо оптимизирован для мобильных устройств, это чревато серьезными проблемами с ранжированием, особенно при продвижении в Google.

Как избежать. Проверяйте, насколько адаптирован сайт — вручную, с помощью эмуляторов или специальных сервисов, таких как PageSpeed Insights. Как исправить. Оптимизируйте все страницы сайта под мобильные устройства с различным разрешением экрана.

6. Скорость загрузки сайта слишком мала

Если ваш сайт загружается слишком медленно, его позиции могут просесть — из-за пессимизации поисковыми системами и по причине ухудшающихся поведенческих факторов.

Как избежать. Регулярно проверяйте скорость загрузки главной страницы и других ключевых разделов сайта. Обязательно устраивайте проверки после изменений кода или дизайна страниц. Как исправить. Убедитесь, что ошибки, снижающие скорость, исправлены, а все элементы сайта оптимизированы для наибольшего ускорения загрузки.

Проблемный контент

Иногда причиной провисания позиций становится контент вашего сайта и это — достаточно серьезная ситуация, требующая тщательной проработки.

1. Несоответствие принципам E-E-A-T

Данный алгоритм был введен Google и обозначает совокупность опыта, экспертности, авторитетности и доверия. Если тексту не хватает этих характеристик, страница может провиснуть в выдаче. Яндекс также постепенно приходит к использованию схожих принципов при оценке контента.

Как избежать/исправить. Здесь список рекомендаций совершенно одинаков:

убедитесь, что контент подписан экспертом, которые написал или проверил текст; проверьте, что на сайте есть и доступны для индексации страницы экспертов, где указан их опыт и регалии; регулярно дополняйте и обновляйте материалы; добавляйте на сайт UGC: отзывы клиентов и обзоры ваших продуктов от экспертов; добавьте на сайт документы, свидетельствующие о надежности компании: дипломы и сертификаты.

2. Борьба за трафик между страницами

Нередко страницы сайта продвигаются по схожим запросам и в итоге конкурируют между собой в выдаче, что приводит к потере позиций.

Как избежать. Тщательно проведите кластеризацию семантического ядра — чтобы разные страницы не «спорили» между собой. Продумывайте, куда размещать новый контент, если дополняете его. Как исправить. Поменяйте контент таким образом, чтобы устранить конкуренцию. Если это не удастся сделать, вы можете объединить конкурирующие страницы, используя на одной из них редирект с кодом 301.

3. Малополезная информация

В целом не так важно, был ли бесполезный контент создан нейросетью или просто неграмотным копирайтером. В любом случае не прошедшая должной редактуры информация, неоригинальные или просто не раскрывающие тему материалы — это проблема. Если поисковая система сравнит ваш контент со своей базой и придет к выводу, что он не имеет достаточной ценности для пользователей, скорее всего, страница будет ранжироваться плохо.

Как избежать. Поддерживайте высокий уровень качества и актуальности материалов. Регулярно проверяйте контент хотя бы 2–3 ключевых конкурентов, чтобы не отстать от них. Как исправить. Не стоит держаться за страницы с малополезным контентом — удаляйте их или исключайте из индексации либо ставьте редиректы.

4. Переизбыток ключей

Включение в текст избыточного числа ключевиков (как по всему тексту, так и в отдельных фрагментах страницы) — верный способ получить санкции от поисковых систем.

Как избежать. Пишите материалы для аудитории, а не для поисковых роботов, поддерживайте высокий уровень качества текста, не злоупотребляйте ключевыми словами. Как исправить. Используйте сервисы аналитики текстов, чтобы избавиться от общего/локального переспама и конструкций, которые не используются в обычной речи, а нужны лишь для вставки ключей. Не забывайте отправлять исправленные материалы на повторную индексацию.

Поведенческие факторы

В зависимости от того как ведут себя посетители вашего сайта, показатели ресурса в выдаче могут улучшаться или ухудшаться.

Падение CTR и читаемости, рост отказов

Ухудшение поведенческих факторов заметно сказывается на позициях негативным образом.

Как избежать. Тщательно отслеживайте показатели сайта, чтобы своевременно обнаружить наличие проблем с поведенческими факторами. Не пытайтесь накручивать их искусственно, особенно клики из выдачи. Если поисковые системы это заметят, их санкции неизбежны. Как исправить. Если речь о CTR в выдаче — попробуйте улучшить поисковые сниппеты, используя микроразметку, и проработайте метаописания, чтобы привлекать на сайт только заинтересованную аудиторию. Если разбирать поведенческие на сайте — поможет только анализ поведения пользователей с помощью сервисов аналитики и поиск мест, где прерывается взаимодействие с сайтом.

Внешние факторы

Проблемы с входящими ссылками и ссылочным профилем сайта также могут отрицательно сказаться на оценке поисковых систем — особенно это касается продвижения в Google. Например, резкое наращивание ссылочной массы или столь же стремительное ее падение служат тревожными маркерами для поисковика.

Как избежать. Поставляйте ссылки только из качественных и заслуживающих доверия источников. Избегайте крупных разовых закупок, особенно от сомнительных поставщиков по оптовым ценам. Также следите чтобы ссылочный профиль пополнялся равномерно, без скачков динамики. Используйте инструменты вебмастера и специализированные аналитические сервисы, чтобы своевременно обнаруживать плохие ссылки. Как исправить. Как можно скорее избавляйтесь от плохих ссылок, которые могут повлиять на ухудшение ваших позиций. В Google есть инструмент, запрещающий индексацию определенных ссылок, в остальных же случаях можно обращаться к владельцам сайтов или администрации ссылочных сервисов.

Подытожим

Независимо от того, что стало причиной провисания позиций сайта, главное — своевременно заметить наличие проблемы и как можно скорее купировать ее, чтобы минимизировать негативные последствия. Чем оперативнее вы сработаете, тем меньший вред будет нанесен продвижению вашего ресурса.