Войти в почту

Что делать, если достался телефонный номер должника и вас атаковали коллекторы. Советы экспертов

В мире миллиарды мобильных номеров самых разных вариаций, однако их число всё-таки конечно. Поэтому операторы связи забирают номера, которыми долго не пользовались, и оформляют их на новых владельцев. Практика совершенно обычная, вот только надо понимать, что вместе с новым — чужим — номером вы приобретаете непрошеное «наследство» в виде всех его бывших контактов, жаждущих дозвониться именно сюда. И самые настойчивые из них — коллекторы. Что делать, если приобрели телефон должника, «Секрету» рассказали эксперты.

Что делать, если достался телефонный номер должника и вас атаковали коллекторы. Советы экспертов
© Секрет Фирмы

Все крупные российские операторы прибегают к переоформлению неиспользуемых номеров с одного владельца на другого. Это связано прежде всего с издержками — содержать номерную базу довольно накладно, ведь с каждого номера оператор платит государственную пошлину.

Но сами номера, естественно, не «подписываются», а операторы салона сотовой связи никогда не смогут сказать наверняка, был ли выбираемый вами номер в употреблении или нет.

По умолчанию практически любой номер, который предлагают абонентам сейчас, когда-нибудь кому-нибудь да мог принадлежать. А значит, новые его владельцы могут столкнуться с тем, что им начнут названивать, как другому человеку.

Самая острая и распространённая проблема — приобрести номер с испорченной кредитной историей. Если предыдущий владелец не просто так перестал отвечать и выкинул свою симку подальше, возможно, его достали звонками кредиторы и коллекторы.

И для этих ребят аргумент, что вы не знаете ни о каком долге и вообще другой человек, — не аргумент.

Коллекторы, занимающиеся телефонным обзвоном, обучены не доверять людям на противоположном конце провода. И когда при звонке новый владелец номера заявит, что необходимого коллектору должника знать не знает — ему просто не поверят. Не поверят первый раз, второй и третий, особенно если по данному номеру ранее контактировали с должником. Антон Михайлов основатель и генеральный директор «Банкрот-Сервиса»

Что можно сделать, чтобы избежать звонков по чужим долгам

Практикующий судебный юрист Юрий Митин указал, что если вам достался номер с «наследством», первое, что можно сделать, — это выяснить, какие именно проблемы связаны с ним.

Для этого можно обратиться к нескольким источникам: - Проверка в коллекторских базах. Вы можете попробовать связаться с коллекторскими агентствами, чтобы выяснить, откуда поступают звонки и по какому долгу. Однако учтите, что они могут не предоставить информацию без согласия прежнего владельца. - Обращение к оператору связи. Свяжитесь с вашим мобильным оператором и объясните ситуацию. Они могут предоставить информацию о предыдущем владельце номера и, возможно, предложить варианты решения проблемы. Но оператор так же не обязан раскрывать личные данные другого человека. - Проверка задолженности. Если вы хотите проверить наличие задолженности по номеру, вам стоит обратиться в Бюро кредитных историй. Некоторые бюро предлагают услуги по проверке кредитной истории, в том числе по номеру телефона. Однако такая информация может быть ограничена, так как обычно она привязана к конкретному человеку, а не к номеру. Иногда информация о задолженностях и коллекторах может быть доступна и в интернете. Попробуйте поискать по номеру телефона в поисковых системах.

Если это точно номер должника и вам продолжают звонить и угрожать коллекторы, пора переходить к активным действиям.

Вы можете подать жалобу на действия коллекторов в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) или в прокуратуру. Укажите, что вы не имеете отношения к долгам прежнего владельца. В крайних случаях, если коллекторы продолжают преследовать вас, вы можете обратиться в суд для защиты своих прав. Например, на основании нарушения законодательства о защите прав потребителей. Юрий Митин юрист

Когда продают бывшую в употреблении электронику типа смартфонов, планшетов или компьютеров, предыдущие владельцы обычно удаляют всю информацию о себе и переформатируют устройство. Таким образом оно достаётся новому хозяину чистым и не несёт на себе информационный след.

Было бы здорово, если бы можно было таким же образом «очищать» мобильные номера прежде, чем перепродавать их кому-либо. Но увы, пока это технически и юридически невозможно. Действующее законодательство не предусматривает ни механизма проверки телефонного номера потребителем на предмет его нахождения в каких-либо базах, ни механизма его «очистки», указал юрист Юрий Телегин.

Однако если на другом конце телефонной линии упорно отказываются вас слышать и пытаются звонить вам снова и снова, можно припугнуть их ответной претензией.

Любые попытки связаться по номеру после изменения владельца могут рассматриваться как обработка персональных данных нового владельца. Поскольку новый владелец не предоставлял согласия на указанную обработку, то в действиях лиц, звонящих по данному номеру, могут усматриваться признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.11 КоАП РФ — «обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных». Юрий Телегин ведущий юрист Европейской Юридической Службы

В качестве санкции на звонящего могут наложить административный штраф: - для граждан в размере от 10 000 до 15 000 рублей; - на должностных лиц — от 100 000 до 300 000 рублей; - на юридических лиц — от 300 000 до 700 000 рублей.

Чтобы привлечь к ответственности, нужно сообщить звонящему лицу об изменении владельца телефонного номера и обратиться с заявлением в Роскомнадзор, если после этого звонки не прекратятся.

На самом деле очень многое здесь зависит от кредитора, совершающего звонки. Те банки, коллекторы и МФО (как правило, крупные), которые соблюдают 230-ФЗ (а их число, к счастью, растёт) на такой случай имеют специальный скрипт. Они просят нового владельца присылать документы, подтверждающие принадлежность номера определённому лицу, на почту или в мессенджер. Однако и это не гарантия того, что звонки новому владельцу прекратятся. Мелкие региональные кредиторы, особенно микрофинансовые организации и региональные коллекторы, предпочитают не тратить время на такого рода формальности и будут продолжать звонить «до победного». В принципе, на неправомерные звонки из МФО можно жаловаться в «СРО МиР», от коллекторов — в надзорный орган (ФССП), из банков — в ЦБ. Но это если есть много сил и времени, ведь рассмотрение жалоб занимает много времени, их обоснованность ещё нужно доказать. Антон Михайлов

Но даже если вы всё сделаете по закону, не факт, что в конечном итоге вам перестанут звонить, указал Михайлов. Ведь первоначальный кредитор может уступить долг по договору цессии, а это значит, что всё начнётся по новой, т. к. новый правопреемник начнёт обработку всех контактов заново.

Проще всего установить на номер защиту от нежелательных звонков, благо сейчас есть богатый выбор подобного рода приложений. Тогда звонки будут блокироваться или сразу помечаться как потенциально нежелательные, спамерские, коллекторские.

Ещё один способ сделать жизнь несколько спокойнее — установить автоответчик. На запись можно сразу поставить сообщение «вы позвонили такому-то, а не прежнему хозяину номера, о его делах и долгах я ничего не знаю».

Сейчас можно установить даже бота, который вместо вас пообщается со звонившим, отсеет откровенный спам и предоставит вам письменную сводку разговора.

А если и это не помогло и ситуация становится невыносимой, возможно, стоит задуматься о смене номера. Это самый простой способ избежать дальнейших звонков от коллекторов.