Войти в почту

Через 12 лет после продажи авто бывшего владельца обязали оплатить ущерб по ДТП

Летом 2024 года у жителя Башкортостана арестовали счета: машина с номерами его проданной 12 лет назад «девятки» стала виновником ДТП. Мужчина обратился к адвокату и узнал, что СТС его автомобиля было продано без машины и документы использовались на «четырнадцатую» модель. RT разобрался в истории «машины-призрака».

У ветерана боевых действий в Грузии, миротворца Дмитрия Глушко летом 2024 года судебные приставы списали с карты 30 тыс. рублей, а на портале госуслуг появился долг в размере 1,5 млн рублей. Когда он обратился в ФССП, ему пояснили, что долг образовался из-за аварии, произошедшей 28 февраля 2023 года. Только в ДТП по документам участвовал автомобиль, который Глушко продал в 2012 году.

«Продал машину, десять лет хранил договор купли-продажи, а потом при переезде выбросил его. Штрафов и налогов мне с того времени не приходило, и я думал, что новый владелец снял её с учёта. И тут мне на «Госуслуги» приходит уведомление, что на мои счета наложен арест на 1,5 млн рублей, — вспоминает собеседник RT. — У судебных приставов я узнал, что арест был наложен по решению суда, о котором меня даже не уведомляли. Решил обратиться к адвокату».

Адвокат Дмитрия Рамиль Гизатуллин пояснил, что, согласно материалам дела, за рулём машины находился другой человек, который предоставил на автомобиль свидетельство о регистрации автомобиля (СТС) на имя Глушко. Его доверитель в данном случае был привлечён к делу как владелец средства повышенной опасности.

Чтобы доказать, что машина уже давно была продана, Гизатуллин восстановил сроки апелляции и начал дальше разбираться в деле. Выяснилось, что после продажи «девятки» (ВАЗ-21093) с учёта машину не сняли, а её номера вместе с СТС были проданы другому человеку — Ринату Хабибуллину.

«Он повесил номера на свою «четырнадцатую» и ездил с этими документами. Я запросил фотографии с места аварии, и там действительно участвовала белая «четырнадцатая», но номера у неё были от «девятки» моего подзащитного. Кроме того, во всех документах о ДТП указано СТС, где собственником машины является Глушко, — рассказывает RT адвокат. — Как сотрудники ДПС при оформлении аварии не отличили «девятку» от «четырнадцатой» — до сих пор для нас загадка. Тем более непонятно, что за машина-призрак без реальных документов каталась всё это время».

Дмитрий решил встретиться с владельцем машины и выяснить, откуда у него его документы.

«Он сказал, что где-то в гаражах нашёл кузов вот этой «девятки» без дверей, без капота, без двигателя, без багажника и собрал на неё все недостающие части от «четырнадцатой» модели. А в гараже, около которого стояла машина, ему предложили за 10 тыс. рублей купить мои номера и СТС. Он и купил. Непонятно, как ездил, страховки у него не было», — пересказывает слова Хабибуллина Дмитрий.

После встречи с водителем Глушко решил забрать у него СТС и номера автомобиля, чтобы впредь подобная ситуация не повторилась.

Дмитрий вместе с адвокатом оформили апелляционную жалобу. Суд отменил решение и снял с Глушко задолженность. Теперь дело направлено на новое рассмотрение — суд будет принимать решение, кто теперь будет оплачивать убытки потерпевшей в ДТП стороне.

Сам Хабибуллин в беседе с RT сообщил, что не видит разницы между моделями автомобилей.

«Они одинаковые. Один к одному. Все запчасти подходят. Какая разница?» — утверждал водитель. Он также рассказал, что летом 2024 года сдал машину на металлолом, а про причину лишь сказал: «Мне её под подушкой хранить?»

В свою очередь, руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Пётр Шкуматов в беседе с RT усомнился, что автомобиль мог так долго ездить с чужими номерами незамеченным.

«В Республике Башкортостан много камер на дорогах. Очень странно, что машина на них не попала. Я не знаю ни одного водителя, который за десять лет ездил по дорогам и не получил ни одного штрафа. Ведь камерам всё равно, какая там модель: «четырнадцатая» или «девятая». Им важен номер, а его они бы считали, — говорит автоэксперт. — То есть, возможно, по какой-то причине владелец этой машины ситуативно в моменте повесил номера, поехал и попал в аварию. Может, он шифровался. Может, ещё что-то. Но если штрафов нет, это означает в 99,9% случаев, что на машине не ездили».

На данный момент, как выяснил RT, на машине висит два штрафа, которые были оформлены в день ДТП — 28 февраля 2023 года. Первый — на 800 рублей по ч. 2 ст. 12.37 («Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), второй — на 1 тыс. рублей по ч. 1 ст. 12.12 (проезд на запрещающий сигнал светофора).