Войти в почту

Как Ford повлиял на автомобили СССР

«За рулем» рассказал о вкладе компании Форд в советский автопромФирма Ford имела самое прямое отношение к началу массовой автомобилизации СССР. Но влияние этой марки на советские автомобили и автомобильную жизнь было куда шире, многообразнее и продолжительнее. Детройт – Москва – Нижний Новгород Решение советского руководства строить огромный по меркам 1920-х годов автомобильный завод в сотрудничестве с зарубежным партнером было абсолютно правильным. Только так можно было наладить массовое производство грузовиков и легковых автомобилей в кратчайшие сроки. И конечно, в первую очередь смотрели в сторону американских компаний – в те годы самых передовых с точки зрения технологии массового производства. Выбор пал на фирму Ford, которая охотно согласилась на сотрудничество. В Москву приехала представительная заокеанская делегация, и 31 мая 1929 года партнеры заключили договор о строительстве в Нижнем Новгороде завода проектной мощностью 100 тысяч автомобилей в год. Но производство начали еще до строительства большого Нижегородского автомобильного завода, который в 1932 году стал Горьковским. Первые советские Форды (грузовики Ford AA) вышли из ворот завода «Гудок Октября», находящегося в пригороде Нижнего Новгорода Канавино, уже 1 февраля 1930 года. Сделаны они были по принципу, который потом стали называть «отверточной сборкой». Договор с американской компанией подразумевал закупку 72 тысяч машинокомплектов легковых Ford A и грузовых Ford AA. Унифицированные грузовые и легковые автомобили оснащали одинаковыми двигателями рабочим объемом 3,3 л мощностью 40 л.с. Правда, в итоге СССР не выкупил все оговоренные комплекты. Форды собирали и в других городах СССР. Около 100 легковых Ford A изготовили в 1930 году в Харькове. Осенью того же года заработал и завод имени КИМ (Коммунистического интернационала молодежи) на окраине Москвы, который делал и легковые, и грузовые автомобили. Причем это предприятие стало первым в СССР автозаводом, где развернули конвейерную сборку. Именно завод имени КИМ после нескольких реконструкций и реорганизацией стал Московским заводом малолитражных автомобилей, на котором в 1947 году стали делать Москвичи. Сегодня производственных цехов на том месте уже не осталось. Выпуск нынешних Москвичей ведут на так называемой «новой территории», в цехах, возведенных в 1970-х годах. Будущий ГАЗ, тогда еще Нижегородский автозавод, заработал 29 января 1932 года. Первые грузовики выпускались под маркой НАЗ-АА – город еще носил название Нижний Новгород. Но когда в конце года в производство запустили и легковые ГАЗ-А, город уже был Горьким, а завод, соответственно, – Горьковским. Интересно, что тогда заводская эмблема ГАЗ копировала фирменный знак Ford не только овальной формой, но и шрифтом. Явное и тайное Вообще-то, договор с концерном Ford предусматривал сотрудничество сроком на 9 лет. Но, по советской инициативе, оно, по сути, закончилось гораздо раньше. Однако создавая новый легковой автомобиль ГАЗ-М1, конструкторы и художники ГАЗа во многом ориентировались на заокеанские образцы. Конструкцию кузова «эмки» (ГАЗ-М1), выпуск которой начали в 1936 году, заимствовали у Ford 40 образца 1934 года. Потому и внешность автомобилей, несмотря на оригинальный советский декор, очень похожа. Но, проектируя ГАЗ-М1, от поперечных рессор, за которые фирма Ford маниакально держалась до 1948 года, отказались в пользу продольных. Американские подвески в советских дорожных реалиях показали себя не лучшим образом – слабыми и ненадежными. Впрочем, от заокеанского четырехцилиндрового мотора ГАЗ отказаться не мог. Двигатель V8, на который перешла компания Ford, автомобилям ГАЗ-М1, конечно, не походил – он был слишком сложен в производстве, дорог и прожорлив. Для «эмки» модернизировали двигатель конца 1920-х годов. Мощность четырехцилиндрового мотора объемом 3,3 л подняли до 50 л.с. Такой агрегат с 1938 года устанавливали и на часть грузовиков ГАЗ-ММ. Однако двигатель Ford V8 на «эмках» все-таки использовали. В 1937 году для соревнований в единственном экземпляре сделали спортивное купе ГАЗ-М2 с мощным американским мотором. Этот двигатель V8 нашел и еще одно, фактически секретное, применение: двигатели Ford ставили на часть ГАЗ-М1 для НКВД. Именно такие «эмки» стали первыми горьковскими автомобилями для спецслужб, внешне ничем не отличающимися от стандартных машин. Префект с комсомольским значком После строительства и пуска Горьковского автозавода инженерные решения компании Ford стали особенно близки советским конструкторам. Именно поэтому в качестве основы для создания советской малолитражки КИМ-10 выбрали Ford. Правда, в данном случае не американскую, а британскую версию – модель Prefect. Художник Валентин Бродский старался уйти от зарубежной стилистики. Но черты британской машины в советском КИМ-10 все равно читаются. А по шасси и агрегатам КИМ практически все заимствовал от Ford. Двигатель объемом 1,15 л мощностью 30 л.с. в течении долгого времени ставили и на британские, и на немецкие автомобили. От Ford у КИМ была и трансмиссия с трехступенчатой коробкой передач, и тормоза, и рама. Только раму советские конструкторы заимствовали не у модели Prefect, а у Ford Anglia. Ведь Prefect выпускали и в четырехдверном варианте, а КИМ планировали производить лишь с двумя дверями. Поэтому взяли более легкую, простую и менее металлоемкую раму двухдверного Ford Anglia. Стать по-настоящему серийной этой советской вариации на тему Ford было не суждено. Мелкосерийное производство начали весной 1941 года перед самой Великой Отечественной войной, а в июле – свернули. Знак собаки Уважение к марке Ford послужило причиной того, что в 1930-х годах СССР закупал довольно большие партии автомобилей Lincoln – представительских машин заокеанского концерна. На решетках радиатора Lincoln стояли хромированные фигурки гончих собак. Подобные автомобили серии К, моделей КА и КВ оснащали двигателями V8, а потом и V12. Машины Lincoln работали в Гараже особого назначения (ГОН) и обслуживали руководителей Советского Союза. В 1933 году Lincoln с закрытым кузовом предоставили главному пролетарскому писателю Максиму Горькому. Американская машина досталась писателю вместе с роскошным московским особняком, построенным в начале ХХ века знаменитым архитектором Федором Шехтелем для банкира и промышленника Степана Рябушинского. В 1934 году в СССР работали уже около трехсот заокеанских автомобилей с собаками над решетками радиаторов. Семьдесят пять кабриолетов служили в «Интуристе». Кстати, такой Lincoln снялся в фильме 1939 года «Подкидыш». Союз закупал и иные автомобили Ford, а после Великой Отечественной войны в страну в качестве трофеев попали машины, произведенные на немецким филиалом Ford в Кельне. Некоторые из них оказались в руках частников и даже дожили до наших дней. Второе пришествие на Волгу Волга ГАЗ-М21, выпуск которой начали 1956 году, внешне напоминала Ford Skyline 1952 года. Впрочем, как и другие американские, да и европейские автомобили тех лет. Но конструктивно Ford отличался от Волги принципиально, поскольку у советский машины был несущий кузов, а у американской – рама. Четырехцилиндровый двигатель ГАЗ-21 никакого отношения к Форду не имел. А вот конструкция первой горьковской трехступенчатой автоматической коробки передач заимствовали именно у Ford. Массовым этот агрегат, правда, не стал. ГАЗ-21 с автоматами выпустили тиражом несколько сотен экземпляров. Но коробка в модернизированном виде перекочевала и на Чайки – ГАЗ-13 и ГАЗ-14, а также на мелкосерийные Волги с двигателями V8. Агрегаты конструкции 1950-х годов ставили на мелкосерийные машины ГАЗ вплоть до 1980-х. Американцы в милиции Через много лет после использования двигателей Ford на ГАЗ-М1, предназначенных для НКВД, машины этой марки вновь отметились работой в советских спецслужбах. Сначала, правда, «американцы» в советскую милицию попали отчасти курьезно. В начале 1970-х годов в московской милиции недолго послужили два огромных универсала Ford Galaxie. Их, вероятно, подарили МВД после одной из выставок. Возможно, после выставки Кримтехника-74. Белые Форды имели сигнальные фонари на крыше и надпись ГАИ по борту. А уже в новые времена, в 1993-1994 годах, в Москве работали 140 огромных американских седанов Ford Crown Victoria в специальной полицейской комплектации с 4,6-литровым двигателем мощностью 250 л.с. Овал нового времени В 1980-е годы автомобили Ford вновь могли начать выпускать в Горьком. В 1987-1988 годах, наряду с иными иномарками, на заводе всерьез рассматривали идею выпуска на ГАЗ Ford Scorpio. Для этого провели полный комплекс испытаний, в том числе на Дмитровском полигоне. Но от производства иномарок тогда отказались. В начале 1990-х годов ГАЗ активно прорабатывал возможность установки импортных двигателей на Газель ГАЗ-3302 и Волгу ГАЗ-31029. Планировали, в частности, использовать дизели Ford рабочим объемом 2,5 л: атмосферный мощностью 80 л.с. и 100-сильный наддувный. Но эти двигатели на серийных машинах из Нижнего не прижились. В отличие от Москвича, для которого адаптировали дизель Ford KHD рабочим объемом 1,8 л и мощностью 60 л.с., Москвич-21413 внешне практически не отличался от стандартного. Его, кстати, сделали для продажи, в первую очередь, в Германии. Но спрос на такие автомобили на Западе оказался мизерным, и большинство дизельных Москвичей остались на родине. Наконец, уже в ХХI веке во Всеволожске под Санкт-Петербургом начали производство модели Ford Focus. Таким образом, формально Ford вновь, как и в конце1920-х годов, стал отечественным. Но это уже совсем иная история… Незабываемый ЗАЗ-966 — откуда уши растут. Над ним посмеивались, про него придумывали анекдоты. Но для многих он стал первым, а потому особенно памятным автомобилем.

Как Ford повлиял на автомобили СССР
© За рулем