Войти в почту

ФНС переформатировала процедуру обжалования

С первого января 2025 года налогоплательщики смогут воспользоваться упрощенной процедурой рассмотрения жалоб на действия или бездействие инспекторов и их ненормативные акты, кроме проверочных решений. Новый порядок будет доступен лицам, которые направит жалобу в электронном виде по ТКС или через личный кабинет, и попросит об ускоренном рассмотрении (ст. 140.1 НК РФ). Это новшество потребовало изменить порядок направления жалоб и унифицировать формы документов, которыми обмениваются налогоплательщики и инспекторы (Приказ ФНС РФ от 02.09.2024 № ЕД-7-9/693@). В настоящее время действуют форма, формат и порядок представления жалобы, а также формат представления решений инспекторов, утвержденные Приказом ФНС РФ от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@. При этом налогоплательщик может выбрать один из четырех вариантов предмета обжалования: решение по проверке, налоговое уведомление, требование об уплате и иные документы. В новом приказе фискальное ведомство конкретизировало обжалуемые акты. В результате количество вариантов увеличилось до 18. В их числе: - требования о представлении документов или пояснений, об уплате задолженности (значения 01, 02, 08); - отказ в приеме декларации, зачете или возврате, в предоставлении отсрочки (значения 04, 06, 10); - неверное сальдо ЕНС из-за неправильного учета уточненной декларации, судебного решения или единого платежа (значения 11, 12, 13); - решения о взыскании задолженности, об обеспечительных мерах и привлечении к ответственности (значения 09, 16, 17, 18) и другие. Сейчас для того, чтобы отозвать жалобу, приостановить ее рассмотрение или исполнение обжалуемого решения, восстановить пропущенный срок или направить дополнительные сведения, документ можно подать в свободной форме в виде обычного или электронного письма. С нового года ходатайства и заявления обретут форму, а заполнять их нужно будет по утвержденному порядку. Для решений инспекторов по жалобе действующий порядок также не устанавливает специальные формы. Документы направляются налогоплательщику в сканированном виде, а наименование одного из 7 принятых решений зашифровано в сопроводительном файле. В новом порядке закреплено 9 решений, каждое из которых будет иметь свою форму, в том числе сообщение об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу. Налоговики откажут в приеме электронной жалобы, если она не будет соответствовать утвержденному формату или ее подпишет неуполномоченное лицо. Уведомление об отказе с указанием причины поступит налогоплательщику автоматически. Успешно принятую электронную жалобу дублировать на бумаге не нужно.