Роман Лизалин: "Все идет по плану, мы все суда планируем поставить на ход"
Генеральный директор АО "Флот Республики Татарстан" рассказал "Реальному времени" об итогах навигации-2024
В средине ноября АО "Флот Республики Татарстан" завершило навигацию-2024. Для государственной компании, которой руководит знаменитый капитан "Арабеллы", фанат идеи речного пассажирского флота Роман Лизалин, этот год оказался сложным во всех отношениях: были поломки судов, срывы намеченных планов, а под занавес навигации в Татарстане возбудили уголовное дело о причинении ущерба бюджету, который уже вырос до 96 млн рублей путем закупки для компании изношенных речных судов у подконтрольной Равилю Зиганшину судоходной компании. О том, как решались проблемы, ремонтировались корабли и строились планы на будущий год, читайте в эксклюзивном интервью гендиректора АО "Флот РТ".
"Это была непростая навигация"
— Роман Евгеньевич, 11 ноября завершилась навигация-2024. Что дальше?
— Дальше — огромная работа, которую надо выполнить очень быстро. Пока у нас имеется всего один буксир, а мы должны очень быстро собрать все дебаркадеры, привезти их и сделать расстановку на зимний период. Поэтому сейчас мы всем коллективом на работе каждый день — все выходные, все праздники с утра до вечера.
— На это лето у вас были большие планы по ремонту судов, запуску новых маршрутов. Уже есть понимание, насколько удалось их осуществить?
— Это была непростая навигация. Вы, наверное, знаете, что мы очень поздно смогли принять суда и дебаркадеры на баланс. И вы знаете, в каком состоянии они были, я рассказывал. Задержка произошла не по нашей вине, но повлияла на всю дальнейшую работу.
Нужно было срочно, всего через два месяца, выходить в рейсы, выполнять наши социальные обязательства перед жителями республики. Все, что могли, мы сделали своими силами, приложили максимум усилий, буквально жили тут все лето и до сих пор еще живем. Многие же вообще не думали, что мы в эту навигацию выйдем. А мы смогли, перевозки не сорвали!
— Что было самым сложным? Отремонтировать часть судов в сжатые сроки?
— Знаете, никто не верил, что мы за такое короткое время сможем включить суда в лицензию. Это же требует проверки судна, что называется, от и до, потому что речь идет о безопасности перевозок. Я сам, кстати, очень переживал, что мы с этим не успеем до начала навигации. Но все получилось.
Все суда, которые ходили до этого, мы смогли своими силами отремонтировать, покрасить. А еще мы поменяли все спасательные, противопожарные средства, весь аварийный инвентарь.
"Были суда в абсолютно плохом состоянии"
— Следком возбудил дело о "ржавой флотилии" — безнадежных, не подлежащих восстановлению судах, переданных вашей компании…
— Да, были суда в абсолютно плохом состоянии, например, "Москва-130" — но мы ее смогли отремонтировать и ввести в эксплуатацию за короткий срок. Несколько лет — пять или больше, уже не скажу, не эксплуатировался теплоход "Москва-221" — мы и его смогли поставить на ход!
Уже к концу навигации восстановили "Восход-51", который у предыдущего собственника вылетел на сушу, в результате была повреждена крыльевая система, произошла деформация корпуса. На нем крест практически поставили все — только в металлолом списать. А мы совместно с заводом имени Горького отремонтировали корпус, восстановили геометрию крыла, установили рулевой винт, двигатель и поставили это судно на крыло. Да не просто поставили, а вышли на все скоростные показатели даже с превышением! На будущий год мы планируем его тоже ставить на коммерческие перевозки.
— А что с более крупными судами?
— Нам достался единственный буксирчик — мы на нем поменяли двигатели на новые, провели капитальный ремонт. Завершили первый этап капитального ремонта нашего единственного круизного судна — теплохода "Павел Миронов". Теплоход "Адмирал", который тоже уже очень давно стоял, никуда не ходил, начали ремонтировать. У нас есть дорожная карта, по которой мы настырно движемся. Сейчас будем собирать все дебаркадеры и активно работать с ними. Хотя бы два дебаркадера планируем успеть отремонтировать за межнавигационный период, еще один надеемся сделать летом. Боюсь загадывать, потому что это тоже огромная работа.
— Но есть суда, которые в перспективе все же пойдут на металлолом?
— Мы все суда планируем поставить на ход. Программа работ сверстана до 2030 года.
— На ее реализацию потребуются бюджетные вливания?
— Мы не планируем ходить с протянутой рукой, просить у республики: "Дайте деньги на ремонт". В этом году мы достаточно хорошо поработали на коммерческих перевозках, заработали средства, которые позволили провести ремонтные работы и надеемся, что так будет и дальше.
"Будет передан опыт — будет и нужный уровень безопасности"
— Вы уже говорили "Реальному времени" о кадровых проблемах — как они решаются?
— Мы большие надежды возлагаем на ребят, которые приходят к нам на практику, ввели наставничество, закрепляем их за опытными капитанами, которые бы могли им передать опыт. Мы очень рассчитываем, что удастся привлечь молодежь к нам на работу.
— Современная тенденция такова, что молодежь не готова работать на энтузиазме — она хочет достойной оплаты труда. Потянете эти "хотелки"?
— Мы уже уже сделали зарплаты достойными. Вводятся различные системы поощрений. Мы понимаем, что если не будет на флоте молодежи — будущего не будет на реке. Нужно, чтобы наши старики, это я не в обиду им, а с нежностью говорю, передали молодежи свой опыт, это одна из приоритетных задач.
Будет передан опыт — будет и нужный уровень безопасности перевозок, и уровень комфорта и сервиса. И что радует — у наших молодых ребят огромный потенциал, в них столько энергии, они хотят себя реализовать, у них глаза горят. Их нужно только подтолкнуть и помочь им, направить эту энергию в нужное русло.
— Сегодня от транспортников на суше и на воде ждут не просто услугу — а поездку с комфортом. Реально его обеспечить на реке?
— Сервис, комфорт — это важно, мы тоже к этому идем. Наша компания впервые в России совместно с компанией "Аэрофлот", мировым лидером по перевозкам и лидером по уровню сервиса на транспорте на сегодняшний день в России, провела обучение бортпроводников. Теперь наши проводники имеют сертификаты Аэрофлота, они обучались на курсах бортпроводников водных судов.
"Мы очень осторожны в планах"
— Как вы выполнили свои планы по пассажирским перевозкам?
— Нам не удалось приобрести паромы, как мы мечтали — тогда объемы перевозок были бы выше.
Ну, а в существующих условиях в начале навигации мы очень-очень осторожно планировали перевезти 280 тысяч пассажиров, спустя месяц после того, как начали работать, посмотрели на результаты — прикинули, что, наверное, тысяч 300 перевезем. К середине навигации подумали, что даже 320 тысяч сможем перевезти. А сейчас передо мной лежат данные на 10 ноября — 344 тысячи пассажиров. Было тяжело, была проделана большая кадровая работа — надо было собрать экипажи. Но мы ни разу не сорвали расписание.
— Вы рассказывали о планах запустить межрегиональные перевозки…
— К сожалению, в этом году в этом направлении нормально поработать не получилось. Поломались китайские двигатели на "Михаиле Девятаеве", и только в конце навигации нам их поменяли на качественные ремонтники завода им. Горького. Поэтому мы успели сделать только тестовый рейс по маршруту Казань — Ульяновск — Самара на метеоре "Муса Джалиль". В Самаре прошло совещание с представителями этих регионов — устно нас заверили, что их очень интересует это направление. На наш взгляд оно тоже представляется востребованным, надо только "накатать" маршрут. Надеюсь, на следующий год будем туда ходить уже на регулярной основе.
— Сейчас такого рода маршруты принято делать экскурсионными, а те, кто помнит рейсовые суда на Волге, ходившие от Москвы до Астрахани, мечтают о возможности путешествовать не только по, условно выражаясь, турпутевкам, но и самостоятельно. Что вы готовите для них?
— Я надеюсь, что маршрут до Самары станет регулярным, чтобы наши люди могли добираться по воде из Самары, Ульяновска, Казани и наоборот. У нас даже есть проект расписания. Но в целом мы очень осторожны в планах.
"Я мечтаю, чтобы речной порт заиграл совершенно другими красками"
— Речные перевозки — это не только суда, но и береговая инфраструктура. Между тем здание речного порта в Казани — речные туристические ворота города — вам так и не передали, и оно стоит закрытым много лет, хотя еще в 2009 году Арбитражный суд РТ признал его приватизацию недействительной, и это решение устояло во всех инстанциях. Вы хотели бы его получить?
— Если сейчас говорить про мечты, я мечтаю, чтобы наш флот обрел молодость, чтобы появились у нас и новые, современные суда, в том числе метеоры, круизные. И чтобы речной порт заиграл совершенно другими красками, чтобы было здание вокзала, которое станет лицом нашей республики.
Я мечтаю, чтобы я мог, встречая гостей, встречая теплоходы, стоять на причале и гордиться тем, что за спиной у меня такая красота. Чтобы было здание — огромное, красивое, где люди могли переночевать, перекусить, чтобы были там комнаты матери и ребенка. Чтобы могли люди с комфортом отдохнуть, чтобы был обеспечен доступ для лиц с ограниченными возможностями, и все это было на самом высоком уровне. Это моя мечта и мечта моих коллег, с которыми я сейчас работаю. Мы с этой мыслью засыпаем и с этой мыслью просыпаемся.
— Во многих волжских городах речной вокзал является именно таким местом. У нас есть шансы иметь такой вокзал, как думаете?
— Я бы хотел этого, хотел бы, чтобы наш речной вокзал был бы такой изюминкой не только даже для Казани, для Татарстана, но и для всей России. И это не громкие слова — потенциал есть. Мы же очень хорошо географически расположены. И этим сейчас, я считаю, тоже нужно обязательно заниматься.