Этот Новый год будет очень грустным для потенциальных покупателей, если такие найдутся, говорят автодилеры. Особенных скидок и промоакций можно не ждать — к этому привел, как это часто бывает, целый комплекс факторов. Да, некоторые автосалоны постараются сыграть на контрасте и с помощью новогодних скидок продать хоть что-то. Но в целом тренд очевиден — держать цены вплоть до курантов, ведь они все равно вырастут с 1 января из-за очередного повышения утильсбора. Средний чек на покупку китайского автомобиля сейчас составляет 3-3,5 млн рублей, а автокредит дают под 30% годовых. Желающих на такое почти нет, говорит президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры», председатель совета директоров «БН-Моторс» Алексей Подщеколдин.
Алексей Подщеколдин президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры», председатель совета директоров «БН-Моторс» «Средняя ставка по кредиту сейчас около 30% — 27-28%, вот так, наверное. Все сложилось к концу года. Во-первых, ослабления рубля в такой динамике не ожидали. А китайские машины — это курс рубля к юаню. И компании китайские, которые на сегодняшний день занимают больше 50% рынка, понимают, что машины уже в силу курса будут дорожать. Вторая причина — это надвигающееся очередное повышение утильсбора. И мы увидим, что из-за этого машина подорожает еще в среднем на 200 тысяч рублей. В-третьих, ставка кредитования, про которую госпожа Набиуллина с железной твердостью твердит, что она хочет еще поднять. Понятно, что люди уже по этим ставкам кредиты не готовы брать и берут уже от какой-то безнадеги. Единственное, наверное, все-таки скидки какие-то будут предоставляться, но это просто буквально от безнадеги».
Аналитики говорят, что к концу года плавное снижение продаж автомобилей превратилось в стремительное. В ноябре в России продано почти 120 тысяч новых легковушек, это на 30% меньше показателей октября — отложенный эффект перегрева рынка на фоне прошлого повышения утильсбора. Впрочем, отмечает Минпромторг, год к году этот ноябрь показал себя все же лучше, чем прошлый, — продаж оказалось больше на 11%. Это многое говорит о прошлом ноябре, который был одним из худших в истории.
Аномальную на первый взгляд статистику объясняет партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:
Игорь Моржаретто партнер аналитического агентства «Автостат» «Прошлый год был слабенький, 1 млн машин. Этот год значительно лучше, 1 млн 550 тысяч, я так думаю, будет по итогам года примерно. Но у нас рос рынок до октября, очень быстро рос рынок, особенно летом. Потому что, когда объявили об этой замечательной инициативе про утилизационный сбор, стало понятно, что рынку конец. Ну и, соответственно, у нас был рекордный сентябрь, октябрь, а потом пошел спад, и все. Если сравнивать ноябрь с октябрем, то получается минус 30%. Декабрь, я думаю, будет примерно таким же. Ну а следующий год, начало года — будет катастрофа для продаж. Рынок сильно просядет, видимо, в начале года, потому что еще нам обещают поднять ключевую ставку. А средняя цена нового автомобиля уже 3 млн 100 тысяч рублей, при этом с января поднимают еще утильсбор, это 15% плюс к тому, что сейчас еще не добрали».
Крупные дилерские центры России считают, что в следующем году небольшие игроки начнут закрываться. Затяжное пике не может длиться вечно. Они могут перепрофилироваться в техцентры и продажи подержанных автомобилей, и некоторых это спасет. В целом же падение продаж и оптимизация штата приведут к слияниям и поглощениям. Но такие сделки уже нельзя будет назвать рыночными — это будет спасение утопающих по символической стоимости.